21 апреля 2021 05:06

Из кризиса выехали врозь

Железнодорожные администрации «пространства 1520» в поиске рецепта роста грузоперевозок

Общий объём грузоперевозок железнодорожным транспортом в СНГ и странах Балтии (исключая Россию) за 2010 год составил 1,135 млрд тонн, что на 6,6% больше, чем в 2009 году. Железнодорожные администрации соглашаются, что это умеренный рост. И он связан с выходом экономики из мирового финансового кризиса. На 2011 год прогнозируют средний рост грузоперевозок на «пространстве 1520» в среднем на 10%.

Несмотря на оптимистичные прогнозы, перспектива потерять груз не меньше, чем найти
Белорусская железная дорога (БЖД) в 2010 году перевезла 139,9 млн тонн, улучшив этот показатель к 2009 году на 4,4%. Как рассказал начальник отдела маркетинга и логистики БЖД Александр Евсюк, рост обеспечен в основном за счёт транзитных перевозок (+2,2 млн тонн), импортных (+2,5 млн тонн) и внутриреспубликанских (+1,6 млн тонн).
«Компания в течение года вела гибкую тарифную политику, адресную работу с клиентурой по созданию оптимальных транспортно-логистических схем для внешнеторговых грузов, со всеми соседями плотно взаимодействовали», – отметил менеджер.

По его словам, в 2011 году средний рост прогнозируется на уровне 6%.
«Ожидается, что транзит увеличится на 6%, импорт – на 16%, экспорт – на 9% и рост внутриреспубликанских перевозок на уровне 2%. В конце прошлого года мы провели переговоры с рядом компаний по оптимизации доставки грузов, в том числе по руде с Лебединского и Стойленского ГОКов, в Литву и Латвию», – добавил господин Евсюк.

Ещё больший рост грузоперевозок в прошедшем году показала «Укрзализныця» – он составил 10,6% (432,9 млн тонн). На перевозках сказалась активизация промышленных предприятий, импортирующих каменный уголь, железную и марганцевую руды, нефть и нефтепродукты, стройматериалы, чёрные металлы, химикаты. В результате рост импортных перевозок УЗ составил 28,5%.

По мнению руководителя аналитической группы консорциума Management Consulting Group Дмитрия Подтуркина, в 2011 году рост перевозок составит порядка 15% за счёт увеличения производства в металлургии.
«В то же время нельзя ожидать высокого роста транзитных перевозок «Укрзализныци», поскольку Налоговый кодекс требует депозитирования всех таможенных сборов, а «Укрзализныця» не имеет статуса таможенного перевозчика. В бюджете Украины перечислен ряд грузов, которые требуют обязательной таможенной очистки. Например, уже сейчас стоят вагоны с газом. Если и будет увеличение, то оно составит не более 3%», – полагает Дмитрий Подтуркин.

Национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) за 2010 год перевезла 268 млн тонн грузов, что выше уровня 2009 года на 8%.

Как рассказал начальник управления корпоративного развития «Казтемиртранса» («дочка» КТЖ) Серик Баймагомбетов, таких показателей компании удалось добиться на фоне общего роста экономики страны.
«Казахстан быстро вышел из кризиса, и государство в прошлом году выделило большой объём средств под ипотеку, то есть в стране резко возрос уровень строительства. Кроме того, продолжилась работа по вводу новых промышленных предприятий, и теперь у нас идёт активная программа развития промышленных отраслей Казахстана. А поскольку восстанавливается весь рынок стран СНГ, потребность в перевозках будет возрастать. Мы ожидаем, что в 2011 году рост составит более 10% к 2010 году», – рассказал господин Баймагомбетов.

При скромных железнодорожных объёмах перевозок Армении (2,88 млн тонн) рост за прошедший год составил 5,1%. Большая часть приходилась на импортные грузы (1 млн 415 тыс. тонн), далее следуют местные грузы (1 млн 125 тыс. тонн), и на последнем месте – экспорт (339 тыс. тонн).
«Рост в 2010 году стал возможным благодаря гибкой тарифной политике, как известно, в прошедшем году мы не повышали свои тарифы», – рассказал пресс-секретарь Южно-Кавказской железной дороги Ваге Давтян. – В 2011 году мы будет придерживаться такой же политики плюс намерены привлечь новых клиентов, которые сейчас пока строят свою работу с автотранспортом. Всё это позволит нам обеспечить рост на уровне прошлого года – около 6%», – сказал он.

Таджикистан, напротив, потерял железнодорожные грузы в прошедшем году. Общий объём перевозок Таджикской железной дорогой (ТЖД) составил свыше 10 млн тонн, но это на 40% меньше по сравнению с 2009 годом.

Как рассказал начальник ТЖД Амонулло Хукуматулло, одной из причин снижения объёма является сокращение транзита на фоне обострения отношений с Узбекистаном.
«В течение нескольких месяцев 2010 года на станциях Узбекистана необоснованно задерживались вагоны с грузами для Таджикистана. После многочисленных обращений к узбекским железнодорожникам с 8 мая ежесуточно по хатлонскому направлению стало поступать до 20 вагонов, а вывоз продукции с территории Хатлонской области через межгосударственный стыковой пункт Амузанг начался лишь с 15 сентября прошлого года», – сказал он.

По его словам, в 2011 году дорога намерена нарастить объём перевозок до уровня 2009 года, так как Узбекистан уже прекратил железнодорожную блокаду Таджикистана.

В Узбекистане не смогли спрогнозировать уровень перевозок в текущем году. По словам начальника управления грузовой работы Узбекской железной дороги Рустама Мухаммедова, «это государственная тайна».

В Прибалтике свои проблемы. Объём перевозки у Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzcels, LDz) снизился на 8,4%, до 49,164 млн тонн, что объясняется снижением активности на припортовых станциях. По словам президента-председателя LDz Угиса Магониса, в 2011 году ожидается 2–3-процентное увеличение грузооборота за счёт того, что в прошлом году выполнены все ранее запланированные работы по развитию инфраструктуры, из которых крупнейшим событием стала прокладка второй колеи между белорусской и латвийской границами.

Однако в Литве ожидают снижения объёмов перевозок на 2,3%, ссылаясь на возможное уменьшение перевозок международных грузов: белорусских – в Клайпеду, российских – в Калининград.

Эстонская железнодорожная компания (Eesti Raudtee) также готовится к потере части грузов в 2011 году. По прогнозам, её грузоперевозки сократятся на 18,8% по сравнению с 2010 годом и составят всего 24,9 млн тонн.

«На уменьшение объёмов повлияет введение в эксплуатацию нефтеналивного терминала в Усть-Луге, куда будет переориентирована часть потока нефтепродуктов с Киришского НПЗ. Уже сегодня несколько поездов в сутки, которые ранее направлялись в Эстонию, уходят на новый терминал», – констатировал пресс-секретарь Eesti Raudtee Урмас Глазе.

Рина Мориц


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30