28 октября 2021 13:43

Кассета вместо скоростемера

Электронный комплекс удобен и безотказен

Комиссия ОАО «РЖД» провела приёмочные испытания комплекса информационного обеспечения системы автоматического управления торможением (КИО-САУТ) локомотивов. По результатам испытаний, которые проходили на Южно-Уральской, Свердловской и Западно-Сибирской дорогах, комплекс был рекомендован к серийному производству.

Машинист через терминал скачивает на кассету базу данных, путевые параметры и обновлённое программное обеспечение
Как рассказал начальник отдела эксплуатации ООО «НПО САУТ» Алексей Солдатов, у дежурного по депо или оператора, а также на специализированных терминалах в пунктах явки локомотивных бригад устанавливается программно-считывающее устройство, соединённое с сервером, на котором находятся обновлённые базы данных САУТ и последние версии программного обеспечения. Они переносятся на кассеты, которые закреплены за локомотивными бригадами. Перед поездкой машинист через терминал скачивает на кассету последнюю действующую базу данных, путевые параметры и обновлённое программное обеспечение. После поездки он вынимает кассету из блока связи САУТ, на котором записалась вся информация – скорость, давление, огни и прочее (количество параметров определяется блоком согласования).

«Если скоростемерную ленту можно дешифровать только после окончания поездки, то с помощью электронного носителя появилась возможность передать данные на расстоянии. На пункте оборота СН/САУТ подключается к терминалу, и информация отправляется в центр расшифровки. А это позволяет оперативно получать данные о ведении поезда, оценивать работу локомотивной аппаратуры, путевых генераторов и действия бригады», – объясняет начальник участка по ремонту электронных приборов безопасности ремонтного локомотивного депо Зауралье Владимир Усачёв.

Для опытной эксплуатации КИО-САУТ комплекс установили на 40 электровозах ВЛ11 депо Свердловск-сортировочный и на 90 машинах ВЛ10 из Омска и Кургана. 565 машинистов получили съёмные носители информации. На станции Входная в пункте явки бригад установили терминал для автоматического считывания информации, обновления программного обеспечения и баз съёмных носителей информации.

«КИО-САУТ, по сути, вынесенный процессор, от которого идёт управление, и переносная «память». Это принципиально новая система безопасности», – считает мастер цеха САУТ депо Московка Александр Реммеле.

Опытная эксплуатация комплекса информационного обеспечения САУТ велась параллельно с эксплуатацией старых скоростемеров. Как отмечают машинисты, у нового комплекса отказов значительно меньше, чем у скоростемеров. Кроме того, новое устройство удобно.

Заключительным этапом стали приёмочные испытания. Требовалось проверить всю технологическую цепочку автоматической доставки информации по поездке и её расшифровку, а также выполнение КИО-САУТ функций контроля скорости. При контрольной поездке на участке Омск – Иртышское – Омск протяжённостью 330 км комплекс выполнил все задачи и был рекомендован к серийному производству.

Сейчас новая аппаратура проходит сертификацию, но опытные поездки продолжаются. В феврале локомотивные депо получат три дополнительных терминала. По словам Алексея Солдатова, в этом же месяце планируется полностью обновить программное обеспечение для считывания поездок с помощью терминалов КИО-САУТ.

Новая аппаратура в будущем заменит механические скоростемеры ЗСЛ-2М.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31