13 апреля 2021 17:36

Кутафинский метод

Почётным железнодорожником № 1 стал диспетчер Семён Кутафин

В 1933 году была учреждена отраслевая награда – значок «Почётному железнодорожнику», который с 1964 года стал именоваться знаком. Она и сегодня остаётся самой престижной в отрасли. Число награждённых ею превысило 160 тысяч человек.

А первым почётным железнодорожником стал поездной диспетчер Грозненского отделения Семён Васильевич Кутафин. Этой награды он был удостоен 31 октября 1934 года за скоростные методы вождения поездов. Но как молодому диспетчеру удалось вписать своё имя золотыми буквами в историю железнодорожного транспорта?

«Почём фунт лиха, я познал ещё в юности», – вспоминал Семён Васильевич. В 15 лет он пошёл учеником телеграфиста на железную дорогу. А во время Гражданской войны работал телеграфистом на станции Песчанокопская. На Кубани как власть, так и телеграф часто переходили из рук в руки. Не выполнишь приказа белых – пристрелят, выполнишь – вернутся красные, пойдёшь под трибунал.

Но судьба его хранила. Окончив специальные курсы и сдав экзамен на отлично, Кутафин стал диспетчером на станции Грозный. И там его неприятно удивило то, как медленно продвигались поезда по участку. Мысль, как и за счёт чего ускорить их продвижение, не давала покоя ни днём ни ночью. Он понимал: необходимо кардинально менять организацию работы. Советовался с машинистами, кондукторами, как по-новому её организовать. Нередко и сам отправлялся в рейс вместе с поездной бригадой, чтобы понять, где и по чьей вине происходят задержки поездов. Так шаг за шагом рождался новый метод ускоренного продвижения поездов на основе тесного содружества диспетчеров и поездных бригад, который вскоре станет известен как кутафинский метод.

В августе 1933 года он провёл сборный поезд на участке Гудермес – Прохладная. Вот что писали об этом рейсе:
«Прибыв в Гудермес, Кутафин первым делом тщательно осмотрел состав, на котором предстояло отправиться в рейс. И вручил главному кондуктору расписание, где было точно указано, сколько минут поезд должен стоять на каждой станции и какие работы предстоит за это время выполнить. Машиниста проинформировал о предстоящих маневрах. Кроме того, по селектору договорился с поездным диспетчером, чтобы состав пропускали без задержек. В итоге поезд доставили из Гудермеса в Прохладную за 13 часов 45 минут – почти вдвое быстрее обычного».

Благодаря взаимодействию диспетчеров и локомотивных бригад поезда пошли вдвое быстрее
О кутафинском методе первой рассказала дорожная газета «Большевистская путёвка». А 15 декабря газета «Правда» посвятила передовую статью новаторам транспорта. В ней были такие строки: «Первое место среди этих передовиков принадлежит грозненскому диспетчеру Кутафину, который показал, как надо водить поезда, чтобы они ходили с точностью часового механизма». Большую роль в пропаганде нового метода сыграла и наша газета «Гудок»: из номера в номер публиковались заметки, статьи, репортажи под рубрикой «Водить поезда по-кутафински». У новатора появились последователи буквально на всех дорогах.

А сам Семён Васильевич после новогоднего праздника предложил лично сопровождать угольный маршрут из Донбасса в Ленинград. На Донецкой дороге его поддержали, и 12 января он выехал в командировку. На станции Антрацит был сформирован состав с углем для завода «Красный путиловец». В Северную столицу он прибыл через 5 суток и 10 часов, тогда как прежде время в пути занимало от 8 до 10 суток.

26 января 1934 года Семёна Васильевича вызвали в Москву – на заседании ЦК профсоюза рассматривался вопрос о внедрении на сети дорог кутафинского метода работы. А потом его пригласили на встречу со Сталиным.
– Можно ли ускорить продвижение всех поездов? – обратился вождь к нему с вопросом.
– Можно! – ответил Семён Васильевич.
– И что для этого нужно? – поинтересовался Сталин.
– Нужны организованность и железная дисциплина, – прозвучал ответ.

Встретиться с Семёном Васильевичем, познакомиться с его методом хотели буквально на всех дорогах. И в апреле из Наркомата путей сообщения в Ростов пришло распоряжение: «Немедленно оформить перевод тов. Кутафина на должность инспектора-инструктора по диспетчерской работе в Центральное эксплуатационное управление НКПС».

Семён Васильевич с семьёй переехал в Москву. Одной из первых командировок уже в новой должности стала поездка на Грозненский железнодорожный узел, давший ему путёвку в большую жизнь. Потом были поездки в Донбасс и в Сибирь, где он провёл угольные маршруты из Кузнецка в Магнитогорск и в Среднюю Азию. А в канун празднования Великого Октября нарком путей сообщения вручил Кутафину высшую отраслевую награду № 1.

Затем он возглавил Южную железную дорогу, которая обслуживала огромный промышленный регион. При нём была усилена колея, реконструированы крупные железнодорожные узлы и многие станции.

При активной поддержке начальника дороги зародилось соревнование движенцев и локомотивных бригад за эффективность каждого рейса. Уплотнённый график оборота паровозов позволил увеличить среднесуточный пробег локомотивов. Результаты борьбы не заставили себя ждать: в 1939 году на магистрали объёмы перевозки грузов по сравнению с 1933 годом выросли почти в два раза.

О начале войны Семён Васильевич узнал, находясь на своём рабочем месте в управлении дороги. На дорогу обрушились массированные бомбардировки вражеской авиации. И в этих условиях предстояло обеспечивать своевременный подвоз на фронт военной техники, боеприпасов, горючего, продовольствия и эвакуировать на восток заводское оборудование. Под непрерывными бомбёжками из Харькова удалось отправить 23523 эшелона с оборудованием и свыше 31500 – с хлебом и другим продовольствием. Кутафин зачастую по нескольку суток подряд ночевал в своём кабинете, даже на минуту не мог вырваться домой.

Железнодорожники Южной магистрали, пока в Харьков не вошли немецкие войска, вместе с красноармейцами и ополченцами защищали родной город. Одним из последних ушёл с отступавшими частями и Семён Васильевич.

В 1942 году его откомандировали в Сибирь уполномоченным Наркомата путей сообщения. На стыке двух дорог ему предстояло организовать ускоренное продвижение воинских эшелонов на фронт. На Волге в то время уже разворачивалась битва за Сталинград – необходимы были свежие силы.

Летом 1943 года, когда развернулось сражение на Курской дуге, Кутафин руководил оперативной группой железнодорожников Московско-Курской, Южной и Московско-Киевской дорог. Перед ними была поставлена задача: восстановить железнодорожное сообщение в освобождаемых от врага городах и сёлах. И они успешно с нею справились. На фронт было доставлено почти 470 тысяч вагонов с грузами.

Уже на пятый день после освобождения Харькова от фашистов (28 августа 1943 года) с первым эшелоном в город возвратился Кутафин. То, что предстало перед его взором, вызвало настоящий шок. Вот как описывал эту картину писатель Алексей Толстой: «Я видел Харьков. Таким, наверное, был Рим, когда в V веке через него прокатились орды германских варваров. Огромное кладбище…»
– Харьковский железнодорожный узел являлся одним из сложнейших в стране, – вспоминал генерал-полковник Павел Кабанов. – Отступая, немцы разрушили его основательно. Кроме путепроводов и мостов, они взорвали все водокачки, устройства связи и сигнализации, технические и жилые здания. Повсюду лежали исковерканные станционные пути и стрелочные переводы. К сортировочным горкам на станции Основа не подойти. Проложить тропу в джунглях куда легче, чем стальные пути среди этого хаоса. К счастью, здесь находился начальник Южной дороги Семён Васильевич Кутафин, который отлично знал и узел, и дорогу. Был разработан поэтапный план восстановления узла.

В это трудно сейчас поверить, но уже 30 сентября удалось открыть сквозное движение воинских эшелонов через станцию Основа. Правительство страны оценило самоотверженный труд железнодорожников. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года большая группа их была удостоена высоких наград. А начальнику Южной дороги было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Затем Семёна Васильевича отозвали в Москву, назначив его начальником Московско-Курской железной дороги и присвоив звание генерал-директора движения 2-го ранга. Позже Кутафин был переведён в аппарат Министерства путей сообщения.
Уйдя на заслуженный отдых, он не порывал связи с министерством, активно участвовал в общественной работе, передавал свой богатый опыт молодым специалистам. В феврале 1987 года его не стало.

Мы живём уже в другое время. Но кутафинский метод скоростного продвижения поездов не потерял своего значения и поныне.

Владимир Чистов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30