13 апреля 2021 20:25

Несостоявшееся будущее

Наша столица могла бы выглядеть совсем по-другому

В здании Архитектурного музея им. Щусева работает выставка «Мы создали из Москвы столицу», ставшая продолжением выставок под общим названием «Москва невоплощённая». Сегодняшняя экспозиция приурочена к 80-летию Моспроекта-1.

Проект Дома Аэрофлота Дмитрия Чечулина стал основой здания Правительства РФ
В 30-е годы прошлого века, пока Ильф и Петров подсмеивались над нерасторопностью провинции, где с помпой отмечали пуск первого трамвая, в Москве уже задумывались над созданием скоростных поездов. Журнал «Техника – молодёжи» в 1934 году писал о поезде, способном развивать скорость 180 км/ч. «Нам нужен такой поезд, скорость которого не привела бы к губительно быстрому износу рельсов и расстройству железнодорожного пути».

Город стремительно развивался. 23 сентября 1933 года указом Московского горкома партии были образованы Государственные архитектурно-проектные и планировочные мастерские при Моссовете. Под руководством Жолтовского, Щусева, Фомина, Колли, Голосова, Мельникова, Веснина и других московских архитекторов было создано 12 архитектурных студий. Город избавлялся от своего «деревенского» прошлого: деревянные дома с огородами исчезали, улицы расширялись, началось строительство метрополитена. План застройки задумывался таким образом, что все здания должны были появиться строго по красной ветке – от «Комсомольской» до «Парка культуры».

Самым крупным «железнодорожным» проектом, выполненным по проекту академика Щусева, чьи работы обширно представлены в экспозиции, можно считать Казанский вокзал. Его строительство началось в 1911 году и было закончено через 29 лет – в 1940-м.

За это время от прежнего небольшого каменного здания ничего не осталось. Изменилось даже месторасположение. Вместо небольшого Рязанского проезда вокзал был перенесён на угол Каланчёвской улицы (сегодня площадь Трёх вокзалов), таким образом став неотъемлемой частью всего архитектурного решения площади. Но строительство на этом не закончилось. В 1990 году на основе сохранившихся щусевских чертежей на Новорязанской улице и Рязанском проезде были построены новые корпуса. Естественно, что общий стиль вокзала при этом нарушен не был. Смело можно назвать этот вокзал самым красивым. Росписью залов занимались самые знаменитые художники того времени: Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Михаил Добужинский, Николай Рерих и другие. Целиком реконструкция завершилась в 1997 году, к 850-му юбилею Москвы.

«Мы будем воспевать жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма», – писали поэты-футуристы в своём манифесте. Архитекторы Самойлов и Ефимович проектом Дворца техники (1933 год) предлагали на берегу Москвы-реки построить комплекс научных и технических учреждений. В соответствии с духом времени здание могло стать центром страны, призванным «вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи». Одна из частей комплекса своим внешним видом очень сильно напоминает вокзал. Между монументальными колоннами располагается широкая арка, из-под которой как бы выныривает железнодорожный мост. Проект, как и многие представленные на выставке, осуществлён не был.

Помимо Дворца техники стремительность перемен должен был показать Дом Аэрофлота. Проект Дмитрия Чечулина интересен не только своим размахом, но и сочетанием знаков нового времени: статуи молодых рабочих поддерживают молодую девушку, символизирующую свободный полёт. Первый этаж украшен рядом выносных колонн, как бы добавляющих зданию необходимую парадность. Спустя тридцать пять лет проект был переработан, став основой для современного Дома Правительства РФ (Белого дома).

Реализованы были также проекты Северного речного вокзала, ЦПКиО им. Горького и все внутрикольцевые станции метро красной ветки. В связи с этим вспоминаются слова английского писателя Нила Геймана, который прокомментировал своё посещение станций московского метро: «Как будто во дворец попал». Это очень точно передаёт архитектурный дух нашей подземки.

В связи с общим духом экспозиции вспоминается история Сабуровских железнодорожных мостов, расположенных между платформами Перерва и Москворечье курского направления МЖД. В 1924 году был построен Нижний, или Восточный, мост. Через 27 лет выше по течению – Верхний, или Западный. Но предполагался также и Средний Сабуровский мост. С начала 1936 года и по июнь 1941-го даже были установлены три опоры. Но война помешала дальнейшему строительству. В 1945 году общим решением архитекторов Мосттреста решили не продолжать строительство, а разрушенный Западный мост выстроили выше по течению. И только в 2003 году идея Среднего моста была продолжена, и в эксплуатацию был введён Центральный мост, куда была перенесена пара пассажирских путей.

Самой громкой затеей того времени можно назвать проекты Наркомтяжпрома и Института мировой литературы им. Горького. В первом случае к юго-западу от Красной площади, то есть на месте Александровского сада, планировалось построить гигантское здание министерства, а укреплять дух мировой литературы хотели на Котельнической набережной, соорудив целый городок.

Оригинальным проектом, точнее фантазией, по словам её автора, можно назвать работу архитектора Власова «Вид на Лужнецкую пойму», где к зданию дворца, как к вершине треугольника, ведут два косо направленных моста, создавая таким образом очень оригинальную композицию, по краям которой предполагалось устроить сад.

Следуя этому определению, фантазией можно назвать и всё пространство выставки, попадая в которое, можно легко себе представить, чем бы могла стать Москва сегодня, сложись история двадцатого века несколько иначе.

Кирилл Лакейхин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30