11 апреля 2021 10:13

Модуль на будущее

Новые стандарты для старшеклассников в этом году не введут

Проект образовательных стандартов для старшеклассников, обсуждение которых завершится 15 февраля, вызвал бурную дискуссию и даже заставил Минобрнауки отказаться от идеи их внедрения в этом году. Главная претензия педагогов, родителей и общественных деятелей – перекос в сторону нравственного воспитания за счёт сокращения образовательных предметов.

По новым предполагаемым стандартам химия может просто выпасть в невостребованный школьниками осадок
Разработчики стандартов решили за счёт кардинального изменения учебного плана повлиять на растущий уровень ксенофобии, националистических настроений в среде молодёжи и увеличение числа преступлений на этой почве. Декабрьские выступления болельщиков в Москве и других городах лишь добавили им уверенности в своей правоте.

– Для любого государства воспитание гражданина и патриота страны является главной задачей, это важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не выучил. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее, потом не наверстаешь, – считает генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, один из авторов проекта новых образовательных стандартов.

Чтобы воспитать патриотов, при этом не увеличивая нагрузку на школьников (она и без того составляет 7–9 уроков в день), разработчики предлагают перейти от изучения на старшей ступени почти 20 обязательных учебных предметов к максимум 10.

Четыре предмета будут обязательными: основы безопасности жизнедеятельности, физкультура, новый предмет «Россия в мире» (синтез истории, общество-знания, географии и культурологии) и индивидуальный проект. Остальное подростки смогут выбрать из шести предметных областей: родной язык и литература, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, курсы по выбору. Из каждой предметной области ученик может выбрать один или два учебных предмета, но не более семи. Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся (это может быть искусство, религиоведение и т.д. или один курс из предметных областей).

Вторая половина ученического дня будет дополнена патриотическим компонентом.
«Мы дадим возможность каждому ребёнку или школе устанавливать соответствующий профиль обучения, каждому ребенку выбирать свой индивидуальный план», – говорят разработчики. И отмечают, что основной упор в старших классах должен делаться уже на социальной жизни учащегося. Поэтому в качестве одного из главных предметов они предлагают ввести «индивидуальный проект». Это может быть социальный проект, научная работа, творческое произведение. По мнению главы комитета Госдумы по культуре Григория Ивлиева, «ткань, которая создаётся для изучения, должна быть современной», в том числе, например, в части литературы. «Хорошо, когда мы изучаем Тургенева, Толстого, советскую литературу, но мы должны понимать, что пишут наши современники, что в нашей жизни главное, болезненное», – отметил он.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что реализовать предложенную схему в обычной школе не представляется возможным. «К примеру, один ребёнок в своём модуле изучает физику, литературу и биологию, другой – географию, физику и алгебру, а третий – литературу, алгебру и право. Если взять среднее количество учеников и количество модулей, то получается в среднем 12–15 возможных вариантов. Это значит, что по каждому варианту нужно сформировать группу учащихся с отдельным учебным планом. Начнётся полная неразбериха, эти группы будут объединять, совмещать, устраивать общие занятия, и в конечном итоге на выпуске мы получим недоучек», – отмечает эксперт.

По его словам, рамки «или русский язык, или литература» вряд ли будут способствовать формированию необходимых социальных навыков. По словам эксперта, выбор должен быть предоставлен в том, что касается развивающей деятельности, отнесённой на вторую половину дня, при этом равное внимание должно уделяться развитию творческих способностей личности – музыке, изобразительному искусству, техническому творчеству, спорту, а не только всему, что связано с патриотическим воспитанием.

Педагоги также считают излишней неограниченную свободу выбора. «Модульная система не решает проблем качества образования. По новым нормам получается, что даже русский язык становится необязательным предметом, – отмечает директор школы № 25 из Калуги Григорий Крученков. – Выбирать ребёнок должен после того, как закончит школу, когда у него есть необходимая база и он к выбору готов. Дети не готовы делать осознанный выбор, и не всегда с ними рядом есть родители, готовые с этим выбором помочь».

Родители разделяют обеспокоенность экспертов. «Мой старший сын будет заканчивать школу через шесть лет, как раз когда предлагаемые изменения уже станут нормой, – говорит Ольга Дунаева (Тверь). – Я с трудом представляю, как мы будем учить, например, физику без математики, а литературу без русского языка. Бесполезных знаний в жизни не бывает, наставления школьных учителей пригождаются чуть не каждый день – и по биологии, и по физике, и по географии. В школе всё это кажется крайне сложным, но потом понимаешь, что это действительно необходимый минимум, ничего сверхъестественного».

Деятели науки, культуры и образования уже направили руководству страны открытое письмо, где высказали свою точку зрения на предложенные новшества. В письме подчёркивается, что отнесение к числу «предметов по выбору» русского языка, математики, истории и литературы недопустимо. Ещё две недели каждый желающий может на сайте Минобрнауки ознакомиться с проектом стандартов и внести свои предложения или замечания, но уже понятно, что гражданское общество одержало победу.

Изначально предполагалось, что стандарты примут к апрелю и с нового учебного года начнётся их внедрение. Но бурная реакция со стороны общественности заставила Минобрнауки пойти на попятную. По решению министра Андрея Фурсенко стандарты будут приняты только после тщательного обсуждения, как это происходит сейчас со столь же спорным проектом закона «Об образовании». Более того, как заявила директор департамента общего образования министерства Елена Низиенко, обязательными стандарты нового поколения для старшеклассников станут только через 10 лет – именно столько времени необходимо для апробации предлагаемых новшеств.

Ирина Заверняева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30