21 апреля 2021 04:57

Командир Сохатого

Сельскому железнодорожнику нужно многое уметь

Сергей Мукин, начальник таёжной станции с охотничьим названием Сохатый, ружьё в руки брал считаные разы. Хотя с детства мечтал стать «зверобоем». Он нашёл своё призвание в другом.

Начальник станции Сохатый считает, что жизнь его вполне удалась
– О тайге мечтал с детства, – улыбается Мукин. – Представлял, как буду ходить на глухаря. А когда оказался в Сибири и сходил на охоту, понял – не моё. Убить живое существо… Я так не могу. А вот почувствовать запах багульника, аромат подтаявшего мха, коры, хвои – это по мне. Да и «железка»-мама так к себе притянула, что мало на что другое остаётся время.

В Сибирь выпускник Уфимского железнодорожного техникума напросился сам. Тогда регион напоминал гигантскую стройку, на всю страну гремел БАМ, ответно звенели струны и в душе молодого специалиста.

– Захотелось посмотреть Сибирь, испытать себя вдали от родителей. Вот и прибыл 8 августа 1976 года на станцию Новый Илим (сейчас это Среднеилимская) в качестве дежурного. Встречала меня её начальник Раиса Шульгина. Первым делом спросила, служил ли я в армии. Когда я ответил, что ещё нет, сказала: «После армии к нам никто не возвращается, не вернёшься и ты. А поэтому давай поработай на разъезде Железный».

Шульгина считала, видимо, что раз не задержится на дороге, то надо его «заткнуть» на дальнюю точку. И как в воду глядела – на Железном молодой движенец проработал недолго. Правда, по другой причине.
– Уже в марте я соединил свою судьбу с Зоей. Она работала на станции Сохатый. И я за пару недель до призыва перевёлся туда.

Сохатый и в те времена был маленькой северной станцией. Население – двадцать человек. Склад леспромхоза с двумя путями. Магазина – и того не было.
– В этих таёжных местах водилось много лосей, поэтому и дали название – Сохатый. Эти могучие красавцы с ветвистыми рогами и сейчас ещё сохранились на радость местным браконьерам. К тому же на подъездах к Сохатому проходили пути миграции северных оленей. Я и сам не раз наблюдал, как они переходят «железку», – говорит Мукин.

На станцию Сохатый он через два года вернулся. Жить молодой семье было негде, а потому решили обустраиваться в посёлке Соцгородок, что в 10 км от станции. Жили сначала в леспромхозовском домике, потом собственным обзавелись. Что оказалось весьма кстати, когда появились дочери Юля и Людмила, а затем и сын Константин. Из этого Соцгородка уже несколько десятилетий каждый день Мукин добирается до работы. Когда на электричке, когда на стареньком «уазике», а то и на велосипеде – транспорте вроде и не солидном для его возраста и должности. Иногда и вовсе пешком.

– Не надоело, если честно, так долго работать на одной должности, жить в одном посёлке? – задаю провокационный вопрос.
– У человека должна быть одна работа, одна жена, одна жизнь. А вот детей – много. Да куда и зачем скакать, это ведь только кажется, что лучше там, где нас нет, – парирует Мукин.

В общем, Мукин считает, что жизнь его вполне удалась. Есть любимая работа и любимая жена, которая, кстати, 22 года проработала дежурной на Сохатом. Есть уважение сослуживцев, подчинённых и руководителей, напоминанием чему двое именных часов начальника дороги за безупречную работу и благодарность иркутского губернатора. Есть и авторитет в посёлке.
– У нас всё на виду. И человека ценят по его делам и способностям. Мужику в сельской местности многое нужно уметь, а я научился и бани рубить, и водопроводы варить, да и другими ремёслами овладел, чтобы уже после тяжёлой смены снять эмоциональное напряжение, – признаётся Мукин.

В этом году, как рассказала мне дежурная по станции Ева Антимонова, Сергей Анатольевич будет отмечать два юбилея – 55-летие и 30-летие пребывания в должности начальника. Впрочем, маленький коллектив станции во главе с начальником больше радуют не предстоящие праздники, а производственные перспективы. БАМ начинает оживать, строятся новые разъезды, реанимируются закрытые, и даже местный леспромхоз, прекративший отгрузку ещё летом прошлого года, зашевелился.
– На предприятии появились новые собственники и уже в ближайшее время обещают начать отгрузку. А частник зря деньги вкладывать не будет, лесная база у нас большая. В общем, жизнь пойдёт ещё веселее, хотя мы и сейчас до 24 пар поездов пропускаем в сутки, – ставит точку в разговоре Сергей Мукин.

Завтра ему вновь заступать на смену. Какую по счёту, он, конечно, не помнит.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30