19 апреля 2021 03:21

Высокий поступок

Ледяной дождь стал проверкой на профессионализм и мужество

Когда утром 26 декабря прошлого года Михаил Думенко ехал на работу на электричке из Раменского в Москву, его охватили дурные предчувствия. Накануне ночью прошёл ледяной дождь, и это привело к образованию толстой ледяной корки на контактных проводах железной дороги. Профессиональный взгляд электромонтёра отметил, что из-за неплотного «съёма» возникали электрические дуги между контактными проводами и токоприёмниками электричек, которые искрили. Появление таких искрящихся дуг бывает причиной пережогов проводов, что приводит к остановке движения поездов.

Лопнувший ригель весом 2,5 тонны мог рухнуть на пассажирский поезд, но этого не допустили
Лет шесть назад в Москве прошёл подобный дождь, и тогда аварийной бригаде, в которой работал Михаил Думенко, пришлось здорово попотеть. Сутками обивали специальными рихтовочными ключами провода на Казанском вокзале и на железнодорожных станциях от Москвы вплоть до Люберец. Однако ситуация, сложившаяся 26 декабря, ни в какое сравнение не шла с тем, что было тогда. «За 30 лет работы на монтаже контактной сети и в аварийной бригаде я ни разу не видел такого оледенения. Лёд был вязким, как клей. Его нельзя было полностью устранить вибропантографами, которыми оборудуют специальные поезда для очистки контактной сети от гололёда. Я ещё тогда подумал, что придётся весь день не слезать с вышек и устранять оледенение вручную», – вспоминает Михаил.

Но в действительности всё оказалась гораздо хуже. Около 8 часов утра монтёр Московской дистанции пути Виктор Еськов заметил прогиб жёсткой поперечины на станции Перово-1. Говоря языком протокола, в результате излома создался негабарит контактной сети. Жёсткая поперечина, или ригель, длиной почти 39 м и весом 2,5 тонны сломалась посередине, прогнулась и грозила рухнуть на пассажирский поезд, который вот-вот должен был отправиться с Казанского вокзала. Контактная сеть была тут же обесточена, движение поездов остановлено. На оперативном совещании у Владимира Коркина, начальника Панковской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры, была определена причина аварийной ситуации: при расчётной толщине стенки оледенения 10 мм реальная толщина составила 20 мм. «К тому же соединительные болты, с помощью которых в 2003 году закрепили четыре секции ригеля, были сделаны из некачественной стали», – добавил начальник Московского района контактной сети Василий Алныкин. Вдобавок всё осложнялось сильным ветром.

Не прошло и часа после обнаружения излома ригеля, как на станции Перово-1 появились главный инженер дистанции электроснабжения Анатолий Голованов, главный инженер Московской железной дороги Сергей Вязанкин, начальник района контактной сети Дмитрий Якунин и Владимир Коркин. На станцию прибыли дрезина с аварийной бригадой Московского района контактной сети ЭЧК-92 и восстановительный поезд. Оперативный штаб принял решение провести немедленно демонтаж ригеля и заменить несущие опоры.

Операция была небезопасной. Ригель предстояло разрезать на две части и удалить с помощью крана. Но для этого одному из членов аварийной бригады нужно было пройти по скользкой металлоконструкции на высоте 13 м и «застропилить» её. При этом существовала опасность, что ригель вместе с опорой, которую удерживал треснувший «стакан», может обрушиться. «Никто не знал, что и насколько повреждено. Всё это могло рухнуть в любую минуту», – рассказывал Василий Алныкин.

Непростую задачу решено было поручить выполнить самому опытному электромонтёру – Михаилу Думенко.

По лестнице пошатнувшейся опоры Михаил Думенко залез наверх и прошёл по оледеневшим конструкциям ригеля. Несколько метров пути показались Думенко длиной в несколько километров. В конце концов он «застропилил» ригель на «удавку», привязал направляющие верёвки, которые позволяли при съёме развернуть демонтированную конструкцию. После этого на 13-метровой высоте стал откручивать крепёж, с помощью которого ригель присоединён к опорам.

Все действовали очень слаженно. Крановщик обеспечил оптимальное натяжение тросов, которое, с одной стороны, не давало упасть металлической конструкции, а с другой – не раскачивало опору, на которой Михаил Думенко откручивал крепёж. Снизу Владимир Коркин буквально угадывал мысли своего подчинённого, помогая ему выбрать правильное решение.

«Конечно, было страшно, – говорит Думенко. – Но я прошёл хорошую психологическую закалку в аварийной бригаде. Отбил лёд и стал откручивать гайки. Под воздействием тока их резьба и скоба подгорели, но мне удалось с ними справиться. Словом, поставленную задачу я выполнил».

Половину ригеля плавно опустили и уложили между путями, а потом вся операция по демонтажу оставшейся части конструкции была успешно повторена на другой стороне пути. В 15 часов 25 минут несущие опоры и ригель были восстановлены, и напряжение подано на 6-й и 3-й пути. А 27 декабря к четырём часам утра напряжение подали и на другие пути, и было открыто движение поездов без ограничений.

Реакция на смелый поступок Михаила Думенко со стороны близких (многие из которых – жена, дочь и зять – тоже железнодорожники) была сдержанной. «Ну как дела, папа?» – спросила его вечером дочка Александра, работающая инженером по технике безопасности в Центре диагностики путевого хозяйства Московской железной дороги. «Устал», – выдохнул отец и лёг спать. Вот и всё. Такая работа…

За проявленное мужество и профессионализм руководство Панковской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры объявило Михаилу Думенко благодарность и выдало денежную премию.

Авария была устранена, а вопросы остались. Главный из них: как мог сломаться ригель, установленный в 2003 году? На оперативном совещании 27 декабря в дистанции электроснабжения было решено обеспечить входной контроль материалов при ремонте контактной сети, а также проверить расчёты жёстких поперечин типа РЦ и РЦО на соответствие фактическим и проектным нагрузкам с учётом гололёда.

Но сюрпризы природы непредсказуемы. Поэтому готовность к смелому поступку всегда нужна.

Алексей Казаков
Перово-1
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30