17 октября 2021 08:51

Пролёт нормальный

На главном ходу магистрали поменяли путепровод

Этот сравнительно небольшой путепровод на участке Масловка – Придача имеет стратегическое значение – он расположен на главном ходу Юго-Восточной магистрали. Ежедневно по нему следуют не только грузовые поезда, но и пассажирские экспрессы из Москвы к курортам Чёрного моря.

Поставить новый пролёт путепровода на место помог огромный путевой кран
Во время войны этот мост взорвали. И капитально восстановить его после того, как фашистов прогнали, попросту не было возможности – во всём Черноземье были разрушения. Поставили временный пролёт. Но, как это часто бывает, он стал постоянным – делали на совесть, – и мост исправно дослужил до наших дней.
– Сейчас начнём менять, а поезда пойдут без перебоев по соседнему пути: движенцы специально вариантный график разработали, – говорит мне заместитель начальника ЮВЖД по инфраструктуре Сергей Богатырёв.

Несколько минут назад мы встретились на подходах к мосту, и он быстро ввёл меня в курс дела.

Тем временем энергетики уже приподняли контактную сеть над местом работ, а путейцы начали демонтировать рельсошпальную решётку.

Замначальника дороги торопится. Поэтому, ограничившись короткой вводной, поручает меня замначальника службы пути по инженерным сооружениям Владимиру Ченыкаеву.

Мы стоим между грузовиком и здоровенным краном КАТО. Прямо перед нами уже летят вниз деревянные мостовые брусья. Они похожи на шпалы, только длиннее.
– На новом пролёте уложим путь на железобетонных шпалах, а те будут лежать на нормальном балласте. Путь будет равной жёсткости – на мосту такой же, как перед ним и после, – говорит мне Ченыкаев.

На старом пролётном строении путь лежал на деревянном брусе, который требовал регулярной замены.
– Жёсткость разная была. Кажется, что незаметно, но, когда поезд заходил на мост, брус немного сминался. В конце концов, дерево это не бетон, приходилось менять брус, ведь на него не только поезда, но и погода влияет. Теперь такой проблемы не будет, – говорит Владимир Васильевич.

Путейцы уже вырезали часть рельсов и убрали брус. Под мостом уже лежит изрядная куча пропитанного креозотом дерева. Рядом с двух сторон звучат оглушительные очереди отбойных молотков. Это разбивают бетонные подферменные тумбы, на которых десятилетиями и покоился мост.
– А вон кран идёт, ГЭПК, – говорит Ченыкаев. – Грузоподъёмность – 130 тонн! Редкое зрелище, такой кран не каждый железнодорожник в своей жизни увидит, ведь они привлекаются для капитальных работ, да и те в большинстве своём на дальних перегонах, – восхищается замначальника службы пути по инженерным сооружениям.

К мосту и правда подкатывается такой кранище, что даже вначале показавшийся мне огромным КАТО рядом с ним выглядит легковушкой. К тому же вместе с краном тепловоз толкает вагоны – электростанцию, жилой и небольшую теплушку с запчастями и инструментами. Целый поезд.

– А сколько старый пролёт весит?
– 90 тонн. И под такую массу крану понадобится основной противовес, а то мог бы обойтись дополнительным, который на стреле уже есть. Как только начнётся подъём, этот дополнительный на электроприводе начнёт перемещаться на противоположный конец стрелы. Равновесие будет идеальное.

– Новый пролёт тоже 90 тонн?
– 110. Сейчас кран старый пролёт снимет и отвезёт на накаточные пути в районе Придачи. Там выгрузит, возьмёт новый, сам приведёт и поставит на место. Вот такая полезная техника!

– Местная? – Да ну что вы! Таких кранов всего три в России: один в Железнодорожных войсках, второй на Октябрьской дороге, и вот этот. Из Москвы. Он принадлежит «Спецмостотресту» – филиалу ОАО «РЖДстрой». За полгода заявку на кран подали, чтобы он сегодня тут работал!

– Серьёзно подготовились.
– Конечно. А новое пролётное строение специально делали на заводе «Воронежстальмост». Мостовики постарались: вроде те же 38 метров длины, а разница колоссальная.

Оказывается, новый мост позволит пропускать без ограничения скорости длинносоставные и тяжеловесные поезда. Рассчитан он и на скоростное движение.
– Повезут какой-нибудь реактор для атомной станции на восьмиосной платформе – пройдёт без вопросов. Если «Сапсан» тут пролетит – то же самое. Всё готово на перспективу будет, вот в чём суть! – говорит Владимир Васильевич.

Кранище уже готовят к работе. Стрела начинает подниматься, и противовесы на электротяге с тихим жужжанием откатываются для равновесия.

Чтобы всё сфотографировать, забираюсь по заснеженной насыпи на мост. Мимо как раз пробежала электричка, и есть несколько минут, чтобы снять всё сверху и перебежать по мосту на другую сторону без риска оставить собственный отпечаток на метельнике какого-нибудь локомотива.

Темнеет, становится холодно, но главное – несмотря на освещение фонарями и вспышку, мой фотоаппарат выдаёт только картину, больше похожую на яркие созвездия, чем на снимки работающей техники. Я домой – браться за заметку, пока свежи впечатления. А здесь работы завершатся только на следующее утро, поезда пойдут как ни в чём не бывало, а путейцы и крановщики будут отсыпаться после почти суток непрерывной работы.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31