21 октября 2021 21:24

Начальник на доверии

В ОАО «РЖД» действует чёткая система бюджетирования: каждому подразделению на линии устанавливается, сколько и на что необходимо потратить денег для достижения поставленных результатов. Эта система позволяет чётко проследить за расходованием средств и затем отчитаться за них на всех уровнях. Но такой жёсткий контроль далеко не всегда способствует динамичному развитию производственных процессов.

Скажем, в ходе работы начальник региональной дирекции видит, что задание по среднему ремонту пути можно выполнить за меньшую сумму, чем было запланировано изначально, а вот денег на капитальный ремонт не худо бы увеличить. Для этого не требуется дополнительных средств, нужно их лишь перераспределить в рамках бюджета предприятия. Сделать этого он не может, в его власти только написать обоснование в центральный аппарат компании и неизвестно сколько дожидаться решения. Даже если оно будет положительным, благоприятный момент может быть упущен. Подобная ситуация может наблюдаться и в других хозяйствах производственного блока.

Весьма сомнительно, что на такой жёсткой финансовой почве можно вырастить самостоятельного руководителя, способного в рамках свой компетенции чутко реагировать на ситуацию, принимать оперативные решения без оглядки на вышестоящие инстанции, быть реально заинтересованным в экономии средств при сохранении высокого качества работы своего коллектива.

По тем же участкам, за которые отвечает региональный путейский начальник, перевозят огромные материальные ресурсы, тысячи людей. Это можно ему доверить? А распоряжаться бюджетом, выходит, нельзя.

У этой проблемы есть и ещё один аспект, который заключается в том, что вместе с правами наверх неизбежно передаётся и ответственность. Можно, например, не реально бороться за безопасность движения, а просто сигнализировать о своих проблемах наверх. А не дай Бог, что случится, прикрыться многочисленными докладными, телеграммами и служебными записками: мол, я сделал всё что мог, на большее у меня прав нет.

Нахождение золотой середины между соблюдением бюджетной дисциплины и стимулированием инициативы – одна из важных задач, которую необходимо решить в рамках реформирования ОАО «РЖД». При этом не стоит забывать: сражения планируют генералы, а бои выигрывают лейтенанты.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31