22 апреля 2021 02:31

Чистая идея

Парламентарии нашли ответственных за надписи на заборах

Депутаты Госдумы предложили ввести штрафы за надписи и изображения на фасадах зданий, сооружений и других объектах транспортной инфраструктуры.

Заборы и здания – не место для агитации
Прежде всего поправки в закон «О противодействии экстремистской деятельности» касаются народного протестного творчества. А отвечать за его своевременное закрашивание, а также уничтожение соответствующих плакатов и листовок должны собственники имущества.

Документ обязывает владельцев объектов своими силами и за свой счёт устранять подобную наглядную агитацию. Как пояснили «Гудку» в комитете по международным делам, подготовившем поправки, если собственник пострадавшего от вандалов здания или транспортного средства не уберёт надпись, ему как частному лицу придётся заплатить штраф до 1 тыс. руб., а как юридическому – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. «Рассматривать подобные дела будет суд, а составлять протоколы – органы внутренних дел», – сказал помощник депутата Ивана Саввиди Анатолий Поляков.

– Если собственник сдаёт в аренду транспортное средство или здание больше года, – говорит он, – то ответственность за внешний вид объекта будет нести арендатор. Однако если имущество сдаётся на меньший срок, то стирать экстремистские надписи и изображения должен собственник. Появилось мнение, что закон не будет работать в отношении заброшенных домов и заборов. Мы тщательно изучили этот вопрос и выяснили, что любое строение находится в собственности.

В Госдуме не исключили, что в процессе обсуждения проекта в него может быть включена ответственность собственников за любые другие, помимо экстремистских, надписи и изображения.

Как пояснил «Гудку» начальник отдела общего правоприменения правового департамента ОАО «РЖД» Денис Макаров, подобные инициативы, направленные на ужесточение ответственности прежде всего за экстремистскую агитацию, заслуживают поддержки. Однако сам проект требует доработки. «В частности, в нём не указано, в какой срок владелец здания или объекта должен устранить экстремистский материал. Кроме того, материальные затраты на устранение надписей лучше возложить на их авторов», – отметил он.

Денис Макаров также сообщил, что пока неясно, как указанные нормы могут быть реализованы на инфраструктуре ОАО «РЖД», ведь компания имеет огромное количество объектов недвижимости, большую протяжённость заборов. И если за каждую вовремя не стёртую надпись придётся разбираться в суде и платить штраф, это ляжет тяжёлым бременем на компанию.

По мнению начальника отдела по взаимодействию с собственниками подвижного состава департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Бориса Спектора, закон нелогичен. «Грузовой вагон, бесспорно, является транспортным средством, но собственник не сопровождает его в рейсе, поэтому он не может принять меры по ликвидации надписей», – сказал он. Перевозочный процесс осуществляет ОАО «РЖД», поэтому собственник может заявить, что ответственность за надписи должны нести РЖД.

«Что касается заборов вдоль путей, то здесь понятнее. Иногда это просто задние стены гаражей. В этом случае ответственность будут нести владельцы гаражей. Остальная часть заборов – это наша полоса отвода, за которой компания должна следить», – пояснил Борис Спектор, добавив, что логичнее ужесточить ответственность лиц за нанесение не только экстремистских надписей, но и за нанесение граффити, особенно на транспортных средствах.

«Люди, таким образом, закрашивают установленные нормативными документами знаки и надписи на вагонах, необходимые для обеспечения перевозочного процесса и безопасности движения», – заявил он.

При этом, как отметили, например, на Южно-Уральской дороге, надписи экстремистского толка постоянно соседствуют с другими «художествами», и закрашивать только их, не трогая остальные, малоэффективно. «Мы и сейчас боремся со всякого рода выходками. На фасаде одного из наших административных зданий постоянно рисуют и пишут. В содержание не вчитываемся, закрашиваем, а потом ремонтируем, – рассказал исполняющий обязанности главного инженера Курганской дистанции гражданских сооружений Михаил Щёголев. – Это дополнительные материальные затраты. С введением штрафов затраты станут больше. У нас на балансе свыше 500 зданий и сооружений. Полагаю, прежде чем штрафовать, балансодержателям будут выдаваться предписания и устанавливаться сроки на ликвидацию надписей и рисунков».

Чтобы отследить и «художников», и их «творчество», необходима система видеонаблюдения, что опять же крайне затратно.

Наталья Назарова
Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30