16 июня 2021 13:11

Абсолютный выбор

В Москве, в Белом зале ГМИИ имени Пушкина, прошла церемония награждения лауреатов российской независимой премии «Триумф» за высшие достижения в литературе и искусстве. Премия «Триумф» была учреждена в 1992 году по проекту писательницы Зои Богуславской. Весомым доказательством значимости события было присутствие на церемонии министра культуры Александра Авдеева.

За время существования премии её лауреатами в разные годы становились Алексей Герман, Леонид Филатов, Юрий Шевчук, Богдан Ступка, Марина Неёлова, Валерий Гергиев, Пётр Фоменко... Уникален и состав жюри «Триумфа», в которое входят персоны из первого ряда деятелей культуры: Владимир Спиваков и Алексей Козлов, Инна Чурикова и Олег Меньшиков, Олег Табаков и Вадим Абдрашитов, Андрей Битов и Александр Кабаков, Александр Адабашьян и Михаил Жванецкий...

В этом году лауреатов было не пять человек, как в прошлые годы, а трое – оперная певица Хибла Герзмава, режиссёр-аниматор Гарри Бардин и писатель Вячеслав Пьецух.
– По-моему, я ни разу не пропустил церемонию награждения, – сказал Михаил Жванецкий «Гудку». – А самое прекрасное, что в моей жизни бывает, – это заседания жюри, когда идёт выдвижение. Мы не знаем, кто присуждает Нобелевскую премию, но мы знаем, кто присуждает премию «Триумф». И, по-моему, мы не ошиблись ни разу, выбор жюри всегда абсолютный.

По традиции члены жюри говорят о каждом лауреате короткие речи. О Гарри Бардине сказали своё слово Олег Табаков, Владимир Познер и Вадим Абдрашитов.
– Гарри Бардин – это человек, который может одухотворить всё, – сказал режиссёр Абдрашитов. – В материал, с которым работает этот режиссёр, он вкладывает самого себя – своё дыхание и свою одухотворённость. Это может быть пластилин, проволока, спички и даже бумага. Всё что угодно может оказаться в руках этого художника и приобрести новую жизнь такой силы, что начинает волновать зрителя.

Гарри Бардин начал своё выступление с признания: «У меня в таких случаях в душе всегда звучит одна фраза, как бы спетая солисткой хора имени Пятницкого: «Неужели это правда?» И это меня спасает».

Зал сначала захохотал, потом захлопал. А Бардин продолжил:
– Больше всего моя мама боялась, что я попаду в плохую компанию. Если бы она знала, в какую компанию я попал! Хочу поблагодарить высокое жюри, оценка моих товарищей по искусству дорогого стоит. Благодарю также тех, кто верил в меня. И тех, кто не верил, тоже, потому что благодаря им я становился спортивнее и азартнее.

О Вячеславе Пьецухе высказались Алла Демидова и Александр Кабаков, но самые задушевные слова нашёл Михаил Жванецкий:
– Чтобы оценить Вячеслава Алексеевича Пьецуха, не надо ждать конца книги, не надо ждать конца жизни автора, – сказал сатирик. – Надо прочесть всего лишь десять фраз – и можно понять, что это за автор. Я не литературный критик, а простой читатель, и то, что я встречаю у Пьецуха, – это изумительный юмор, это парадоксальность. У меня наслаждение, знаете, как у французов от трюфеля. Он пишет о разном – и всегда талантливо. Когда мы обсуждали кандидатов, Битов сказал, что премию надо давать тем, кому завидуешь. Вот я и завидую Пьецуху.

Ответная речь писателя была бы совсем грустной, если бы он сам в это время не излучал присущую ему иронию:
– Меня, в сущности, читает 1400 человек или около того. Это печально. Проблема России не в том, что нет писателей, а в том, что нет читателей. Слава тебе, Господи, что есть мудрые люди, которые понимают: искусство вообще и литература в частности – это то, без чего невозможен цивилизованный мир.

Представлявший солистку Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Хиблу Герзмаву Владимир Спиваков не только прочитал блоковское стихотворение «Девушка пела в церковном хоре», но ещё и приготовил вместе с певицей сюрприз: вместе с маэстро певица исполнила арию из оперы Моцарта «Король-пастух» (на фото).

Все лауреаты получили по $50 тыс. и статуэтку «Золотой эльф», выполненную по эскизу Эрнста Неизвестного.

Нашла своих героев и молодёжная премия «Триумф», её размер – $5 тыс. В этом году премия установила рекорд: среди её лауреатов – тринадцатилетняя поэтесса из подмосковного Раменского Ксения Станишевская. Это самый юный победитель за всё время существования молодёжного «Триумфа», который вручается с 2000 года. В числе других восемнадцати лауреатов – артисты Большого театра Владислав Лантратов и Алевтина Яровая, дирижёр «Геликон-оперы» Константин Чудовский, скульптор Иван Балашов, актёры Ленкома Антон Шагин (сыгравший также главную роль в фильме «Поцелуй сквозь стену». О фильме читайте на стр. 12) и Игорь Коняхин... Игоря выдвинула на премию Инна Чурикова, с которой они вместе заняты в спектакле «Аквитанская львица» (имена молодых лауреатов называют члены жюри, и обсуждению они не подлежат). «Актёров в нашей семье никогда не было, – рассказала «Гудку» мама Игоря Наталья Коняхина. – Я медик, муж – военный. Но сын решил стать актёром, поступил с первого раза. Полтора года назад закончил учёбу, и его взял к себе Марк Захаров...»

Но «Триумф» – это не только премии, а ещё и творческие проекты: издание книг, спектакли, фестивали. Правда, в этом году фестиваля не будет. Только 3 февраля в Центральном доме литератора пройдёт концерт, в котором примут участие лауреаты и члены жюри премии. И там же, в ЦДЛ, покажут два фильма: Рустама Хамдамова «Бриллианты» и документальную ленту Петра Шепотинника об Андрее Вознесенском. Он делался ещё при его жизни, но разрешён к показу вдовой поэта Зоей Богуславской только сейчас.

Людмила Петрова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31