11 апреля 2021 01:22

Чужое дешевле

Скидки на перевозку дальневосточной сои не обеспечат рост спроса

Несмотря на дефицит кормов и подешевевшую транспортировку, животноводам из центра страны по-прежнему выгоднее завозить соевый шрот из Калининграда. Тем более что логистика таких перевозок отныне сосредоточена в руках одного монополиста-производителя – ГК «Содружество».

Объёмы перевозок от льготных тарифов не растут
С января льготные тарифы действуют на перевозку не только зерна, но и сои с соевым шротом. Есть две причины, по которым Федеральная служба по тарифам (ФСТ) ввела понижающий коэффициент 0,3 на перевозку сои и шрота с Дальнего Востока до конца июня 2011 года. Первая – острый дефицит фуража в центре страны, возникший из-за засухи прошлого лета. Соевый шрот, достаточно популярный компонент кормов, может частично компенсировать нехватку кормового зерна. Вторая причина – избыток сои на Дальнем Востоке при не слишком активном потреблении.

В прошлом году там собрали высокий урожай – 815 тыс. тонн против 630 тыс. в 2009-м. Это почти две трети всей сои, произведённой в России. Вообще доля Дальневосточного округа в производстве соевых бобов от общего объёма производства сои в стране составляет сегодня 66,8%, Южного – 19%, Центрального – 7,41%. По оценкам агентства «АПК-Информ», всего в текущем сезоне собрано около 1,22 млн тонн соевых бобов.

При этом большая часть потребителей – животноводы из Центрального и Поволжского округов. Хотя везти шрот с юга (из Краснодарского края) им не слишком далеко, запасов обыкновенно хватает ненадолго. В нынешнем дефицитном году они исчерпаются быстрее. Тогда, по замыслу ФСТ, и вступит в силу 70-процентная скидка, и завоз с Дальнего Востока увеличится.

«Сейчас значительная часть сои, которая там выращивается, доезжает до Иркутска», – отмечает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Произведённый там шрот едет дальше на Запад. Есть некоторый шанс, что с введением скидки среднее плечо перевозки шрота вырастет, но этот шанс не слишком велик: транспортная составляющая всё равно будет очень велика, учитывая, что соя и шрот везутся по 2-му тарифному классу грузов, а цены на Дальнем Востоке из-за большого урожая снизились. Отмена пошлин на импорт шрота была бы более эффективна.

Опрошенные «Гудком» операторские компании также полагают, что объёмы перевозки сои и шрота вырастут несущественно.

В последние годы всё большие объёмы шрота поступают из Калининградской области, где находится практически монопольный его производитель – ГК «Содружество». Запуск производства шрота удачно совпал с введением пошлин на ввоз соевых бобов, которые «Содружество» как единственный переработчик, находящийся в особой экономической зоне, может не платить. Многие организации, в том числе Российский зерновой союз, неоднократно выступали за отмену пошлин, полагая, что так шрот стал бы доступнее для внутреннего потребителя, но пока ситуация не изменилась, говорит Андрей Сизов.

«Содружество» является не только крупнейшим производителем шрота, но и серьёзным конкурентом зерновым операторам. На днях завершилась сделка по покупке «Балт-Транса» – операторской компании, которая передала в систему логистики «Содружества» 1875 хопперов и 102 крытых вагона. В итоге её парк сегодня включает 2225 хопперов-зерновозов и 102 крытых вагона. По мнению генерального директора группы Стефана Фраппа, объединение с «Балт-Трансом» даёт возможность «Содружеству» полностью контролировать свою логистическую цепь внутри страны.

Софья Корепанова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30