17 октября 2021 12:48

Железно-порожнее правило

Минтранс намерен создать единые принципы перевозки порожних вагонов

Министерство транспорта дополнит существующие Правила перевозки грузов положениями, которые будут регулировать перевозки порожних вагонов. Рабочая группа из представителей Минтранса, ОАО «РЖД» и компаний-операторов подготовила соответствующий проект приказа министерства.

«Принятие изменений в Правила перевозки грузов необходимы потому, что в этом году окончательно исчезнет инвентарный парк, – пояснил «Гудку» заместитель начальника департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов. – Если ранее перевозки порожнего вагона осуществлялись по принципу «кто как с перевозчиком договорится», то теперь эти правила мы унифицируем».

Предполагается, что теперь на порожняк нужно оформлять накладную, в которой обязательно будет указан владелец. Регламентируются правила исчисления сроков подачи порожних вагонов, его переадресовки, очистки и других технических пунктов.

Сейчас проект передан в ОАО «РЖД» и НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» для окончательного согласования, которое по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова должно быть окончено до 1 апреля.

Например, операторы настаивают на двух часах при согласовании перевозчиком транспортной накладной. ОАО «РЖД» просит для этого четыре часа.

Железнодорожники предлагают обязательно устанавливать на порожних вагонах запорные устройства и пломбы, операторы указывают, что это приведёт к дополнительным расходам.

Однако основный вопрос один: кто будет осуществлять коммерческую приёмку порожних вагонов? «Исторически приёмосдатчики вагонов МПС (а затем и ОАО «РЖД») осуществляли осмотр порожних вагонов из-под выгрузки на предмет остатков ранее перевозимых грузов, оценивали влияние этого фактора на безопасность движения и принимали решение по приёмке. Эта система отражена в действующих нормативных актах, – напоминает координатор проекта по разработке Правил перевозки порожних вагонов «Совета рынка» Светлана Брокар. – Сейчас перевозчик отказывается от этой схемы. Мы же полагаем, что её нужно сохранить. Позиция операторов состоит в том, что изменение системы приёмки приведёт к технологическим сбоям, будут нарушаться сроки подсыла вагонов, исчезнет контроль за состоянием подвижного состава, выходящего на пути общего пользования. Главное – отказ от коммерческой приёмки может негативно повлиять на безопасность движения».

«Так как инвентарного парка больше не существует, то РЖД не обязаны производить осмотр и приёмку порожних вагонов, – говорит первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Колесников. – Хотя компания и понимает, что у операторов нет такой обширной сети приёмо-сдаточных пунктов». Возможным решением этой проблемы, предлагают операторы, может стать дополнительная тарификация услуг по коммерческой приёмке вагонов.

Как говорит Андрей Емельянов, работа над проектом изменений в Правила перевозки грузов продолжается в активном режиме. В Минтрансе уверены, что компромисс по всем спорным вопросам будет найден в первом квартале этого года и сроки подготовки документа сорваны не будут.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31