21 апреля 2021 07:48

Боевой перегон

Грузы в вагонах по-прежнему лёгкая нажива для злоумышленников

Кражи из вагонов грузовых поездов, следующих по участку Челябинск - Нижняя ЮУЖД, приобрели массовый характер. Местные жители и соседи из Свердловской области «работают» совместно.

Чтобы сохранить груз в вагоне, наказание за хищение должно стать строже
На прошлой неделе спецгруппа ведомственной охраны на ЮУЖД и сотрудники Южно-Уральского линейного управления внутренних дел на транспорте (ЮУ ЛУВДТ) за хищение металла на станции Нижняя задержали четверых жителей города Каменска-Уральского Свердловс кой области. Как рассказывают милиционеры, на станцию гастролёры прибыли на электричках, дождались прибытия грузового поезда и приступили к сбрасыванию металлолома из вагонов. Их не смутил даже стоящий рядом пассажирский поезд Уфа – Новый Уренгой, локомотив которого был задет сброшенной крупной деталью. К счастью, повреждений электровоз не получил.

Сообщение о нападении на поезд в ЮУ ЛУВДТ передала дежурная по станции. Транспортные милиционеры на сигнал отреагировали мгновенно – они проводили работу в этом районе. Две тонны металла уже лежали на рельсах и насыпи. Злоумышленники готовились перекидать его на прицеп автомобиля «Нива». И ждали, когда уйдут оба поезда, чтобы погрузке ничего не мешало.

«Для милиционеров участок Челябинск – Нижняя уже несколько лет является боевым. На дежурство они отправляются как в «горячую точку». Нередко при задержании воры оказывают отчаянное сопротивление. Иногда дело доходит до применения оружия. В конце декабря нашим ребятам пришлось отбить атаку 20 вооружённых человек», – рассказывает сотрудник ЮУ ЛУВДТ Елена Епимахова.

Кражи металла на этом участке поставлены на поток. Действуют организованные группы до 50 человек. В каждой есть разведчики, грузчики, водители с автомобилями без номеров и переоборудованными мотоциклами, сбытчики. Есть свои места хранения. А пункты приёма металлолома используются как официальные, так и теневые.

«У милиционеров и работников ведомственной охраны мастерство отточенное, но и воры не уступают. Действуют нагло, хитро, с провокацией», – говорит начальник отдела охраны грузов и объектов филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» на ЮУЖД Владислав Байбурин.

За кражу грузов на участке Челябинск – Нижняя в прошлом году задержаны 145 человек – почти в три раза больше, чем в 2009-м. Всем им предъявлено обвинение. Но практически каждый отделался штрафом. Реальные сроки получили единицы.

«Случается и так, что утром вора осудили, выпустили и в тот же день он снова попадается на краже. Штрафов уже никто не боится. Килограмм лома стоит 8 руб., и за одну ночь можно не один десяток тысяч рублей заработать», – рассказывают милиционеры.

Если количество случаев хищения перевозимых грузов за прошлый год по всей ЮУЖД возросло в 1,7 раза, то на участке Челябинск – Нижняя, протяжённость которого 122 км, кражи возросли более чем в два раза. Из 127 случаев хищения по дороге 73 кражи пришлись на это направление. В 2,3 раза возросла и сумма похищенного.

«На недостачу металлолома в вагонах было составлено 289 коммерческих актов на сумму почти 20 млн руб., которые бременем легли на ОАО «РЖД». Законы к ворам должны быть суровыми и справедливыми, тогда и тащить не будут», – категорически высказывается начальник отдела несохранных грузов службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЮУЖД Наталья Стенникова.

«Проблема с кражами металла очень серьёзна. Прежде всего она имеет социальный аспект. Жители близлежащих населённых пунктов выходят на промысел к железной дороге в связи с тотальной безработицей. Из 13,5 тыс. человек, проживающих в этом районе, работу имеют меньше трети. Земли здесь неурожайные, нет и промышленных предприятий. Людям нечего делать, не на что жить. А здесь – лёгкие и большие деньги», – называет одну из причин хищений начальник ЮУ ЛУВДТ Владимир Курбатов. Но, по мнению начальника отдела искусственных сооружений службы пути Дмитрия Воробьёва (путевое хозяйство тоже несёт большие убытки от нашествия воров), условия жизни не должны быть оправданием преступлений. «Нет денег – пусть едут в северные районы на вахту, там и зарабатывают», – считает он.

Способствует кражам и то, что участок Челябинск – Нижняя преимущественно однопутный. Чтобы пропустить пассажирский поезд, грузовые уступают дорогу и уходят на стоянку, где их и грабят.

Милиционеры отмечают и ещё один момент – нежелание самих грузоотправителей обезопасить свой груз. «Мы предлагали им сопровождать вагоны вооружённой охраной, брикетировать металл: ведь кусок весом от 800 кг и выше ни поднять, ни скинуть из вагона не удаст ся. Можно сверху делать обрешётку, чтобы затруднить доступ к грузам. Но пока ни одно из предложений не принято», – отмечает Владимир Курбатов.

Расхищение металла создаёт серьёзную угрозу безопасности движения, особенно для пассажирских поездов, которые развивают большую скорость. Наезд на кусок металла, сброшенный с вагона, может привести к непоправимым последствиям.

На недавно состоявшейся совместной встрече южноуральских транспортных силовиков, ведомственной охраны перед властными структурами региона был поставлен вопрос о необходимости снижения социальной напряжённости. Кроме того, говорилось и об усилении правовых и технических мер, которые остановят массовое хищение грузов. Так, в частности, планируется более тесное взаимодействие с силовыми структурами Кунашакского района Челябинской области, по территории которого проходит участок Челябинск – Нижняя. К проблеме привлечено внимание и областного управления ГИБДД. Участники совещания обратились к предприятиям и службам дороги принять меры к включению в инвестиционную программу ОАО «РЖД» затрат на возведение ограждений и окапывание рвом парков отдельных криминогенных станций. Такая мера защиты, по их мнению, обеспечит безопасность движения поездов и пресечёт несанкционированный подъезд автотракторной техники, которую используют грабители.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск


Справка «Гудка»
    В 2010 году только сотрудниками ведомственной охраны на ЮУЖД предотвращено 692 попытки краж на сумму 7,6 млн руб. (в 2009 году – 642 на сумму 6,4 млн руб.) Для предотвращения всех противоправных действий на ЮУЖД организована работа 14 совместных специализированных групп и одной совместной оперативной мобильной группы ведомственной охраны и транспорт ной милиции, которые проводят профилактические мероприятия на перегонах и станциях. Под охрану взято более 200 объектов, на 60 установлены камеры видеонаблюдения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30