11 апреля 2021 21:19

Девять жизней Ромма

Большой художник испытал себя во многих областях искусства

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения кинорежиссёра Михаила Ромма.

Автор знаменитого культового фильма «9 дней одного года» был не только выдающимся деятелем кино. Его многосторонний талант проявлялся в самых разных сферах жизни и творчества. Он начинал как скульптор, сочинял стихи, рисовал в «Окнах РОСТа», писал прозу, увлекался театром, работал в газете, наконец, был замечательным педагогом: в «мастерской Ромма» во ВГИКе учились Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Сергей Соловьёв… Словом, много жизней прожил этот необыкновенно яркий человек. Вот только девять из них.

Михаил Ромм был талантлив во всём, но прославился только в кинематографе
1. Осенью 1918 года 17-летний Михаил Ромм в составе продовольственной экспедиции был направлен в Ефремовский уезд Тульской губернии, где целый год служил продовольственным агентом. О том, чем он занимался в это время, вспоминать не любил. Упоминал вскользь: руководил продотрядами, вытряхивал хлеб у кулаков в разных губерниях. Вероятно, на его собственном опыте основан знаменитый эпизод из роммовского фильма «Ленин в 1918 году» – беседа вождя с кулаком. Крестьянин в потрясающем исполнении Николая Плотникова объясняет Ленину-Щукину, что нельзя, мол, мужика топтать. На нём всё держится. Деревня без города худо-бедно проживёт, а вот город без деревни, без хлебушка-то – как?

2. Только в 1931 году Ромм понял, что главное дело его жизни – кино. А в двадцатые годы он видел себя ваятелем, учился в скульптурной мастерской знаменитой Анны Голубкиной. Поступив на скульптурное отделение ВХУТЕМАСа, занимался у великих мастеров – Сергея Коненкова и Антона Лавинского, на последних курсах сам выполнял портреты из дерева и мрамора. Однако о своём «скульптурном» прошлом Ромм, как правило, вспоминал мало и с иронией.

3. Несмотря на то что после ВХУТЕМАСа Ромм оставил занятие скульптурой, годы учёбы не прошли бесследно. Антон Лавинский, оформлявший знаменитый спектакль «Мистерия-буфф», познакомил своего студента с Владимиром Маяковским и Всеволодом Мейерхольдом. Великий поэт пригласил его рисовать в «Окна РОСТа», а великий режиссёр – посещать театральные репетиции. Это было время, когда он искал своё место в искусстве: работал переводчиком с французского языка, писал детские и исторические романы, газетные очерки – для заработка, а стихи, пьесы, новеллы – для души.

4. Первый киноопыт вышел комом: написанный им сценарий «Конвейер идиотов» был отвергнут киностудиями Москвы и Ленинграда. В возрасте 30 лет Ромм стал ассистентом режиссёра, а два года спустя на киностудии «Союзкино» получил должность режиссёра-постановщика и приступил к работе над картиной «Пышка» по рассказу Ги де Мопассана. Молодой режиссёр оправдал свои претензии на профессию, сумев мастерски перевести литературное произведение на язык кино и абсолютно точно произвести подбор актёров. Достаточно сказать, что в «Пышке», вышедшей на экран в 1934 году, свои первые роли в кино сыграли Фаина Раневская и Татьяна Окуневская.

5. Второй его фильм «Тринадцать» (1936) признан классикой отечественного кино. В нём политизированную идею Ромму удалось органично соединить с напряжённой приключенческой интригой. Одни историки кино считают, что импульс к созданию этого фильма был дан Сталиным после просмотра им одного из американских вестернов. Другие придерживаются прямо противоположного мнения, утверждая, что ряд американских картин, а именно «Сахара» (1943) и «Последний из команчей» (1952), буквально явились ремейками фильма Михаила Ромма о героическом бое отряда советских пограничников с басмачами.

6. Съёмки фильма проходили в Средней Азии. Пески, жара, жажда. Ромм был режиссёром требовательным, особенно к работе актёров. Не делал замечаний только Елене Кузьминой, исполнявшей роль жены командира. Став женой Ромма, Елена Кузьмина стала и «его» актрисой. Лучшие свои роли она сыграла в его картинах «Русский вопрос», «Мечта», «Человек № 217», «Секретная миссия», «Корабли штурмуют бастионы».

7. Из песни слова не выкинешь. 1937–1939 – мрачные годы в истории страны, трагические страницы в жизни художника. Под давлением обстоятельств Ромм был вынужден специализироваться на производстве историко-патриотических картин, таких как «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939), где в угоду Сталину давалась вымышленная версия событий. После смерти Сталина Михаил Ромм одним из первых советских известных деятелей культуры заявил, что период с середины 30-х годов мало что общего имел с искусством. В 1957 году он сделал вторую редакцию этих фильмов, не только сократив «присутствие» Сталина на экране, но и вырезав эпизод с Бухариным.

8. 5 марта 1962 года, ровно 9 лет спустя после смерти Сталина, в московском кинотеатре «Россия» состоялась премьера фильма «9 дней одного года» – главного фильма в биографии Михаила Ромма, его «самой шестидесятнической картины». Фильм показал, что наступило время нового взгляда на действительность, а вместе с тем и новых проблем, которые интересуют публику. Лента осталась в нашей памяти как снимок яркого исторического мгновения с его верой в будущее и ощущением обновления.

9. В жизни крупного мастера ничто не проходит бесследно. Рука бывшего скульптора хорошо видна в композиции фильма «Обыкновенный фашизм». Ещё Микеланджело сформулировал главный принцип скульптурного творчества: берётся каменная глыба, отсекается лишнее – статуя готова. Так же и Ромм взял глыбу немецкой кинохроники времён Третьего рейха, «отсёк» всё лишнее, а в итоге получился великий фильм о страшных страницах истории ХХ века. «Обыкновенный фашизм» (1965) стал последним шедевром большого художника.

Юрий Акимов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30