17 октября 2021 13:34

Мучения окупятся

Правозащитники начали борьбу за достойные компенсации авиапассажирам

Общество защиты прав потребителей предложило правительству свой вариант расчёта компенсаций за задержку авиарейса. Если он вступит в силу, то авиаперевозчики будут выплачивать пассажирам за каждый час простоя 3% от стоимости билета.

600 руб. в сутки не компенсируют всех неудобств, которые возникают при задержке рейса
Предновогодний транспортный коллапс запомнится многим: и десяткам тысяч пассажиров, проведших бесконечные часы в московских аэропортах, и авиакомпаниям, которые не знали, как справиться с разъярённой толпой, и правительству.

Больше всего от декабрьского ледяного дождя пострадали, конечно, потребители. Очевидцы рассказывают, что работники аэропортов и представители авиакомпаний скрывали информацию о том, когда же взлетит (и взлетит ли вообще) их самолёт, не объясняли причину задержек. Пассажиров не кормили, не предоставляли прохладительные напитки и не расселяли в гостиницах, как того требует законодательство. Люди были вынуждены спать на чемоданах и покупать бутерброды у предприимчивых владельцев кафе по 500 руб. за штуку.

Эксперты уверены, что вся ответственность за сложившуюся ситуацию лежит на авиаперевозчиках, которые не подготовились к зимним погодным условиям и наплевательски отнеслись к пассажирам. По мнению правозащитников, авиакомпании избежали массовых судебных разбирательств лишь потому, что компенсация за один час задержки вылета составляет 25 руб. Люди не обращаются в суд, понимая, что могут получить за суточные мучения в аэропорту лишь 600 руб.

Стоит отметить, что авиаперевозчики решили загладить свою вину и предложили пострадавшим пассажирам бонусы: «Трансаэро» пообещала в досудебном порядке выплатить по 50 руб. за час ожидания, «Аэрофлот» сообщил, что все застрявшие в аэропортах на срок более восьми часов смогут воспользоваться именным ваучером на бесплатный полёт. Руководство «Аэрофлота» при этом подчеркнуло, что «никогда раньше ни одна авиакомпания не оплачивала пассажирам неудобства в случаях, когда причиной отмен или задержек рейсов становились погодные условия».

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль», не согласное с кивками на погоду, отправило в правительство свою редакцию поправок в Воздушный кодекс, которые предполагают увеличение штрафа для авиакомпаний.

«Воздушный кодекс в действующей редакции защищает права узкой группы лиц – владельцев авиакомпаний – и абсолютно игнорирует права пассажиров, – говорится в письме, адресованном премьеру Владимиру Путину. – Сегодняшняя его редакция устанавливает ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств в части нарушения сроков перевозки в размере 25% от минимального размера оплаты труда в час, но не более 50% от стоимости перевозки. Таким образом, компенсация составляет 25 руб. за час задержки, что не восполняет потерь пассажиров».

Поэтому авторы поправок предложили использовать новую схему наказания, исходя из штрафа в 3% от стоимости билета за каждый просроченный час.

Аналитики считают, что данный законопроект будет иметь трудную судьбу. «Уверен, что эти поправки благодаря сильному лобби авиакомпаний со скрипом будут проходить как в Госдуме, так и в кабинетах правительства, – говорит заведующий юридическим отделом Федерации профсоюзов авиадиспетчеров Олег Бабич. – Хотя компенсация такого размера справедлива и отражает мировую практику. Кроме того, она вынудит авиакомпании заранее задумываться обо всех возможных проблемах, в том числе погодных. Декабрьский коллапс нельзя назвать форс-мажором, так как аэропорт Внуково доказал, что при грамотной организации работы можно отправлять и принимать самолёты и в ледяной дождь».

Реакций на законопроект ни от правительства, ни от авиакомпаний ещё не последовало. Тем не менее в ОЗПП надеются, что рано или поздно поправки будут приняты и российские потребители смогут чувствовать себя увереннее, планируя отпуск.

Ольга Малёва

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31