11 апреля 2021 01:44

Интеллектуальный забор

Электроника поможет предупреждать, отпугивать и следить

Для защиты участков железных дорог от несанкционированного проникновения на путь посторонних лиц, диких и домашних животных специалисты нашей кафедры разработали проект электрифицированного ограждения.

Нарушителей отпугнут с помощью новых технологий
Подобный вариант ограждения, кроме своего прямого предназначения ограничить доступ нарушителей на территорию полосы отвода железной дороги, сможет ещё и информировать о нештатных ситуациях, а именно – позволит охранникам вести постоянный контроль целостности систем защиты, получая в автоматическом режиме тревожные сигналы в случае попыток их нарушить.

Режимы работы ограждения, выполненного из обычной железной проволоки, в зависимости от требуемой степени защиты могут быть различными. Например, на пульт охраны будет поступать информация о попытках проникновения сквозь ограждение на контролируемую территорию.

Для более серьёзной защиты одновременно с тревожным сигналом на электродах ограждения могут генерироваться неопасные для здоровья предупредительные импульсы напряжения. Они отпугнут животных или посторонних лиц, прикоснувшихся к проволочному забору. Наконец, в случае попыток нарушить ограждение или оборвать провода на электроды поступят импульсы высокого напряжения, способные нанести поражение злоумышленнику.

Контроль состояния защиты можно будет осуществлять, обрабатывая сигналы устройств, измеряющих скачки напряжения и токи утечки с электродов заграждения на землю. При признаках прикосновения к проволоке (возрастании тока утечки и скачках напряжения на электродах) на ограждение поступят предупредительные или поражающие импульсы.

Имеющийся опыт разработки подобных устройств показывает, что для контроля состояния ограждения и создания отпугивающего напряжения 20–60 В достаточно источника электропитания мощностью несколько десятков ватт.

При этом предлагаемое устройство можно выполнить на переменном токе промышленной частоты, на постоянном токе или на импульсном, получаемом от специального генератора. Первые два варианта проще изготовить, они обойдутся дешевле и будут надёжнее в работе. В свою очередь, использование генератора импульсов обеспечит экономию при эксплуатации ограждения и позволит более гибко регулировать режим его работы, однако такую конструкцию гораздо сложнее собрать.

Проект нашего варианта создания электронного ограждения участков железнодорожного пути мы заявили на конкурс на получение грантов на выполнение НИР молодыми учёными и специалистами, объявленного руководством ОАО «РЖД». В случае положительного решения отрасль получит надёжное устройство, способное повысить безопасность движения поездов на отечественных магистралях.

Константин Ким,
заведующий кафедрой
«Теоретические основы
электротехники» ПГУПСа, д.т.н.
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30