20 апреля 2021 07:26

Борьба за клиента

Пассажирский комплекс дальнего следования восстанавливает утерянные позиции

Об итогах года и конкуренции за клиента между железнодорожниками и авиаторами «Гудку» рассказывает Михаил Акулов.

Михаил Акулов, вице-президент ОАО «РЖД»
– Михаил Павлович, каковы основные итоги прошедшего года для пассажирского комплекса дальнего следования?
– С 1 апреля 2010 года начала действовать Федеральная пассажирская компания, которая перевезла 101,4 млн пассажиров. Объём перевозок составил 100,5 млн пасс.-км, или 97,8% к уровню прошлого года. Рост отмечен в IV квартале.
В 2010 году благодаря проведению компанией маркетинговых акций, в том числе по предоставлению 50-процентной скидки на проезд на верхних полках в купейных вагонах всех категорий поездов, на всех внутригосударственных направлениях без ограничения сроков приобретения проездных документов объём перевозок пассажиров в поездах Федеральной пассажирской компании удалось сохранить на уровне прошлого года. За счёт 50-процентного снижения тарифов на проезд на верхних полках в купейных вагонах за октябрь – ноябрь пассажирооборот в данном сегменте перевозок увеличился на 5,8% к аналогичному уровню прошлого года. В целом могу сказать, что пассажирский комплекс дальнего следования оправился от последствий финансового кризиса. По мере восстановления экономики в течение 2010 года и выхода на докризисные параметры наметилась положительная динамика объёмов перевозок.
В 2011 году компания планирует увеличить пассажирооборот на 1,5% в основном за счёт дерегулируемого сектора. За летний период объём перевозок поездами ОАО «ФПК» составил более 41,7 млн пасс.-км.

– Какие новшества ФПК предложила пассажирам в ушедшем году?
– С 23 сентября организовано курсирование поезда сообщением Москва – Ницца – Москва. В состав поезда включены вагоны класса люкс, первого и второго классов, вагон-ресторан. Для различных категорий пассажиров разработаны специальные тарифы: семейный, молодёжный, для лиц старше 60 лет. В ушедшем году поезд перевёз более 700 пассажиров.
Также в 2010 году осуществлён проект по запуску поезда постоянного формирования (ППФ) на направлении Москва – Самара. Он сформирован единой группой из вагонов с улучшенным интерьером, оборудованных закрытым и герметичным межвагонным переходом, автосцепным устройством закрытого, жёсткого типа, безлюлечной тележкой с дисковым тормозом производства «Кнорр-Бремзе». Срок службы вагонов увеличен с 28 лет до 40 лет. Указанные особенности конструкции позволят получить преимущества в эксплуатации ППФ.

По мере преодоления кризиса растёт мобильность населения
– По итогам года есть ощущение, что в этот период, как никогда раньше, активно развивались электронные технологии в обслуживании пассажиров.
– Совершенно верно. По технологии продажи электронных документов в 2010 году оформлено 7,3 млн мест, тогда как за аналогичный период 2009 года эта цифра едва превышала 3,5 млн, то есть объём продаж в 2010 году увеличился более чем в 2 раза.
Продажа электронных билетов составила 5,5% от общего количества мест, реализованных в целом по сети железных дорог.
Этому способствовал ряд новых технологий, предложенных пассажирам ФПК. Так, с 14 января 2010 года для пользователей Интернета на все скорые и скоростные поезда дальнего следования была внедрена электронная регистрация. Она позволяет пассажиру миновать билетную кассу и сесть в поезд по документу, удостоверяющему личность.
За 2010 год электронной регистрацией воспользовались более 1 млн пассажиров.
В июне получила дальнейшее развитие технология предоставления услуг по продаже электронных билетов в поезда дальнего следования на платёжных терминалах «Киви». Новая услуга позволяет оплатить электронный билет через платёжные терминалы вне вокзального комплекса за наличный расчёт. В настоящее время ей воспользовались более 11 тыс. пассажиров.

– Как, по вашему мнению, будет развиваться рынок пассажирских перевозок дальнего следования после принятия закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации»? Как это повлияет на деятельность ФПК? Сможет ли повыситься прибыль компании?
– Принятие федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации», который определяет порядок формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров, будет способствовать устойчивому развитию пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, смежных отраслей транспортного машиностроения.
Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить переход к осуществлению пассажирских перевозок на основе договоров между исполнительными органами власти разных уровней и перевозчиками, оптимизировать размер финансовых обязательств государства по компенсации расходов перевозчика на основе измеримых по объёмам и качеству оказываемых услуг, создать стимулы при переходе на конкурсный отбор перевозчиков для снижения издержек при организации транспортного обслуживания, усовершенствования их маркетинговой политики, обеспечить условия для среднесрочного планирования перевозчиками своей деятельности и реализации политики управления затратами, осуществления инвестиционной деятельности.

– Насколько успешно, на ваш взгляд, поезда дальнего следования составляют конкуренцию самолётам? Справедлива ли эта конкуренция? Что ФПК будет предпринимать, чтобы бороться за пассажира?
– Пассажиры воздушного транспорта несколько отличаются от целевой аудитории железнодорожного транспорта не только по целям поездки, но и по определяющим мотивам выбора вида транспорта. В то время как практически все пассажиры авиатранспорта в качестве основного определяющего фактора при выборе вида транспорта называют скорость, подавляющее большинство пользователей железнодорожного транспорта отдают предпочтение таким параметрам поездки, как стоимость, безопасность и комфорт.
В настоящее время железнодорожный транспорт является наиболее конкурентоспособным в диапазоне перевозок от 700 до 2500 км. Постепенно происходит уменьшение зоны конкурентных преимуществ, это связано с тем, что железнодорожный транспорт находится в неравных конкурентных условиях по сравнению с альтернативными видами транспорта.

– С чем это связано?
– Данная тенденция складывается по целому ряду факторов, в том числе по целенаправленной государственной политике в поддержке воздушного транспорта. А именно: активное развитие авиационной инфраструктуры, обеспечивающей большую доступность и лучшее качество обслуживания потребителей. В ближайшие 10 лет планируется привлечь 1 трлн руб. на модернизацию существующих и строительство новых аэропортов, в том числе девяти международных аэропортов-хабов. Около 75% этой суммы будет финансироваться за счёт средств федерального и областных бюджетов.
Кроме того, осуществляется приобретение новой техники за счёт комплекса мер государственной финансовой поддержки: реализации федеральной целевой программы «Гражданская авиация» с объёмом финансирования 1,25 трлн руб. в 2010–2015 годах; предоставления налоговых льгот авиаперевозчикам, приобретающим российскую авиатехнику; возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей (около 634 млн руб. в 2009 году); предоставления рассрочки сроком до 34 месяцев на уплату таможенных пошлин при ввозе импортной авиатехники; реализации программы поддержки отрасли в кризисный период 2008–2009 годов (государственное кредитование авиаперевозчиков на закупку топлива).
Производится адресное государственное субсидирование социально значимых авиаперевозок. Например, сумма компенсационных выплат за сезонные авиаперевозки между городами Центральной России и Дальним Востоком в 2009 году составила 1,2 млрд руб. (на 2010 год – 2,5 млрд руб.).
Таким образом, можно констатировать, что межвидовая конкуренция на транспортном рынке на современном этапе имеет неравные условия за счёт мер, предпринимаемых государством по поддержке авиаперевозчиков.
В силу вышеизложенных причин российские авиаперевозчики в отличие от железных дорог имеют возможность широкого варьирования в тарификации для всех сегментов потребителей. Это позволяет им вести активную ценовую конкуренцию, вытесняя ФПК из сегментов рынка, где она ранее занимала устойчивые позиции.

– Какие действия предпринимает ФПК, чтобы удержать и привлечь пассажира?
– В настоящее время для сохранения своих позиций и стимулирования спроса на поездки в вагонах СВ и купейных вагонах ФПК реализуются отдельные маркетинговые инициативы, география которых расширяется из года в год. Кроме того, в ближайшее время планируется внедрить такие механизмы, как программа лояльности, система управления доходами и мероприятия по развитию туристических, чартерных и групповых перевозок.

Беседовала
Елена Мирошникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30