25 октября 2021 23:17

Адекватное предложение

РЖД считают возможным заменить рост тарифов на субсидии

В пятницу на совещании у вице-премьера Сергея Иванова ОАО «РЖД» представило свой вариант финансового плана компании на 2012 год. Чтобы снизить негативное влияние значительного роста тарифов на экономику, предлагается компенсировать выпадающие доходы средствами из госбюджета.

Коэффициент пропускной способности сети к 2020 году может достичь критического уровня
В соответствии с методикой ФСТ повышение тарифа на грузовые перевозки должно в 2012 году составить 23% против 7,4% по плану Министерства экономического развития. Однако такой рост сразу даст слишком большую нагрузку для государства и экономики. Поэтому РЖД предлагают поднять тарифную планку на 11,7% и предоставить компании 80 млрд руб. субсидий, чтобы сбалансировать инвестиционную программу. Эта сумма частично компенсирует выпадающие доходы от недостаточной индексации тарифа. Средства могут быть предоставлены как в качестве дотаций, так и за счёт выпуска инфраструктурных облигаций под гарантии правительства.

Источник в РЖД отмечает, что недофинансирование проектов развития может привести к тому, что к 2013–2015 годам останутся «невывезенными» около 109 млн тонн груза. При этом коэффициент пропускной способности сети в 2020 году составит единицу, то есть достигнет критического уровня.

При этом с РЖД не снимаются задачи по развитию высокоскоростного движения, организации пригородного сообщения и развитию машиностроения, что, соответственно, потребует дополнительных средств.

Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Илья Долматов уверен, что правительство согласится на 11,7%, потому что этот показатель фактически соответствует запланированным на следующий год индексам роста цен на газ и электроэнергию. Но прогнозировать выделение субсидий крайне сложно.

«Скорее всего, правительство оставит индексацию грузовых тарифов на том уровне, который просит ОАО «РЖД», однако требуемую сумму субсидий дать не сможет, – предполагает и директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании «ФБК» Игорь Николаев. – Это наиболее вероятный сценарий. Однако РЖД могут получить необходимую сумму, если цена на нефть будет выше $100 за баррель». Бюджет России на 2012 год свёрстан исходя из цены $78 за баррель.

«Государство выделит требуемые дотации, если сочтёт, что расчёты РЖД обоснованны, – полагает первый заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы Владимир Клименко. – Неделю назад при рассмотрении хода реформы железнодорожного транспорта было принято решение рассмотреть вопрос о переходе на сетевой контракт, когда правительство будет ставить задачи и выделять под них необходимые средства».

Владимир Клименко замечает, что вопрос о сетевом контракте должен быть проработан уже к осени этого года, поэтому в следующем кабинет министров может последовать заложенным в контракт идеям.

Ольга Ждан
Сергей Плетнёв


Справка «Гудка»
Основные показатели финансового плана ОАО «РЖД» на 2012 год:
    Консолидированный бюджет – 446 млрд руб., из них 82 млрд – средства дочерних компаний. Чистая прибыль – 7,3 млрд руб., запланированные доходы от продажи «дочек» – 15,6 млрд руб. Размер инвестиционной программы – 358 млрд руб., что примерно соответствует показателям 2011 года.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31