14 апреля 2021 17:06

Космос как признание

Дмитрий Дюжев сравнительно молодой артист, но уже признанная звезда театра и кино. При этом он всё время находится в поисках новых изобразительных средств и новых жанров.

Разноплановость артиста позволила ему сыграть заметные роли в таких фильмах и сериалах, как «Сонька Золотая Ручка», «Светские хроники», «Родина ждёт», «Конь бледный», «Остров», и многих других.

- После сериала «Бригада» вы стали невероятно популярны и знамениты. Не было опасения остаться актёром одной роли?
- В общем, нет. Хотя реакция на этот сериал действительно превзошла все ожидания. До сих пор меня иногда называют по имени того персонажа - Космос. Однако надеюсь, что картины с моим участием, которые после этого вышли на экраны, несколько изменили обо мне представление и зрители уже воспринимают меня не только как Космоса. Ведь потом были и «Жмурки» Алексея Балабанова, и «Остров» Павла Лунгина, и «Свой-чужой», и даже «Гамлет» Юрия Кары, где я сыграл Клавдия. То есть в смысле разнообразия репертуара и диапазона ролей мне не на что жаловаться. Наконец, в прошлом году был фильм «Утомлённые солнцем - 2», была работа с Никитой Михалковым. А это очень интересные и счастливые события в жизни любого актёра.

- Тем не менее, как вы относитесь к разговорам о том, что после вашей «Бригады» многие подростки соблазнились мнимой красотой преступного мира?
- Думаю, это всё полная ерунда. Когда я у своего батюшки просил благословения, то рассказал ему сюжет фильма. Он мне ответил: «Играй персонажа, не имеющего высоких ценностей. Он не хочет учиться, не хочет иметь семью, детей, живёт в своё удовольствие. Бог допускает, чтобы такие люди жили на земле. Они существуют для нас и остальных для того, чтобы их терпеть, чтобы мы понимали, что такое хорошо и что такое плохо». В конце концов моего героя и его друзей убивают. И дети своим подрастающим умом должны понимать, что это неизбежный финал подобной жизни. В противопоставление я обычно привожу пример монахов-отшельников. Они живут по сто и больше лет. Бог дарует им долгую жизнь в награду за творимое добро.

- Вы с детства хотели быть актёром?
- Как ни странно, нет. В детстве у меня была мечта стать моряком, хотя мой отец был актёром, работал в Астраханском ТЮЗе и очень хотел, чтобы я пошёл по его стопам, поступил в театральный институт. Я рад, что выполнил его желание. И сейчас охотно бы согласился сыграть роль моряка.

- Поступили вы сразу и без приключений?
- Да, после школы поехал в Москву и поступил в ГИТИС на курс Марка Анатольевича Захарова. После его окончания показывался в разные театры, было несколько предложений, но выбрал ТЮЗ, которым руководит Генриетта Яновская. Впервые на этой сцене я вышел в сказке «Кто царевну поцелует». Мне, конечно, хотелось сыграть Ивана-царевича, но режиссёр назначил на роль Змея Горыныча. Я вошёл в образ, и мне стало очень интересно играть этого героя. Он получился такой хулиганистый, современный, и зрители принимали его замечательно. Счастлив, что работал именно в МТЮЗе. Кстати, в театре после выхода «Бригады» за меня радовались, коллеги поздравляли. Игорь Ясулович сказал: «Хорошая работа, Димочка, хорошее начало. Давайте так и продолжать». Я очень благодарен ему и за то, что именно с его помощью попал в знаменитый теперь спектакль «Борис Годунов». Он позвонил мне и сказал: «Димочка, я тут попал в международный проект, нам нужен бас для церковных песнопений и исполнитель двух небольших ролей. Хочешь попробоваться?» Я с радостью согласился и приехал на просмотр. После показа нескольких этюдов режиссёр предложил работать в проекте.

– Но сейчас вы уже пятый год в МХТ работаете?
– Мой приход в Художественный театр произошёл случайно, хотя я давно этого хотел. Режиссёр Евгений Писарев позвал меня в свой спектакль «Примадонны», в котором я и дебютировал в МХТ. Там наши персонажи – безработные актёры, изображают женщин, и настолько правдоподобно, что никто не сомневался, что они женщины. Очень хорошая пьеса, смешная авантюрная история. До сих пор идёт и пользуется успехом.

– То есть именно эта роль открыла для вас подмостки МХТ?
– Да. Именно благодаря Евгению Писареву я и попал в МХТ. Он очень талантливый режиссёр с большим опытом, и, когда он мне предложил вместе работать, я был очень рад. А уж когда Олег Табаков предложил войти в труппу, я с огромным удовольствием согласился, хотя три года до этого жил сам по себе. А теперь мне очень нравится в труппе состоять. Со мной не согласны многие из тех, кто плотно занят в кино, потому что, когда ты в театре, уже не можешь сорваться и в один момент поехать на съёмки. Но мне очень хотелось, чтобы у меня было своё место, свой театральный дом. Наверное, будут некие сложности, связанные с тем, что надо согласовывать каждый свой шаг с театральным репертуаром. Но, думаю, всё хорошо будет.

– Вы планируете долго оставаться в театре?
- Во-первых, я шёл в МХТ прежде всего к Олегу Павловичу Табакову, к конкретному художественному руководителю, с ним я о чём-то договорился, с ним мне удобно работать. Он и сам говорит: «Через какое-то время я уйду, кто придёт после меня - неизвестно, как он будет вести театр - неизвестно, так что придётся снова принимать решения». А ведь уже понятно, что важно - с кем делать, а не что делать. Поэтому я не могу давать зарок, что я здесь проработаю 30 лет. С другой стороны, МХТ - это история. Поэтому в идеале мне бы хотелось работать здесь лет через 30, хотя я не знаю, сколько мне суждено прожить. Но хотелось бы ощущать причастность к истории театра, к её сохранению и соучаствовать как-то в её продолжении.

- Как вы относитесь к тому, что востребованность актёра сегодня - вещь непостоянная, а от этого зависит и актёрская популярность?
- Я к этому вполне готов, как и к тому, что после «Бригады», например, посыпались валом предложения играть персонажей, похожих на Космоса. Но мне, к счастью, везёт. Вот «Остров», например, незабываемый опыт. Мне просто повезло играть в этой монастырской истории. Это и погружение, и другой мир, и абсолютно другие люди, иные отношения. Там разные вопросы были: снимать историю монастыря и в нём - людей или снимать историю людей на фоне монастыря? Очень интересная работа была. Насколько они могут быть эмоциональными, эти люди, находясь всё время в молитве, в таком труде...

- Почему вы вдруг запели?
- Совсем не вдруг, я всегда пел. Просто в последнее время стал выходить на эстраду. Потому что мне интересно. В конце концов, человек должен пробовать себя в разных качествах. От этого острее переживание жизни. И необходимость преодоления, которая заставляет к себе внимательно присматриваться, не успокаиваться.

Беседовал Олег Афанасьев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30