25 октября 2021 22:59

Самая первая

В мастерскую ритуальных услуг, наверное, редко приходят в приподнятом настроении. Но это был именно такой случай. Начальник вокзала Вязники Горьковской магистрали Татьяна Усикова объяснила: заказываем мемориальную доску, о которой местные железнодорожники мечтали много лет.

Эта история началась полвека назад, когда сотрудник краеведческого музея Виктор Маштафаров обнаружил в номерах газет за 1903 год необычное сообщение Российского телеграфного агентства. «Отмечается 40-летие службы на железнодорожном поприще г-жи Ольги Кнушевицкой, первой русской женщины, вступившей в ряды железнодорожных служащих», - говорилось там и указывалось, что работала она в Вязниках.

Маштафаров написал сообщение о находке для местной печати. Но в городе никаких Кнушевицких - возможных её родственников - найти не удалось.

Подробности жизни первой железнодорожницы по крупице, также из старых газет, собирали десятилетиями местные журналисты Александр Максимов и Владимир Цыплев.

Нашли заметку 1863 года, начинавшуюся словами: «Петербург поразило неожиданное известие - на железную дорогу в качестве кассира принимают женщину». Ведь первую четверть века существования дороги в России на ней работали только мужчины. О Кнушевицкой в обществе спорили «буквально до обморока». Некоторые заявляли, что больше не поедут по железной дороге. Другие утверждали: где женщина, там порядок будет идеальный…

В 19 часов 39 минут 31 июля 1862 года на станцию Вязниковскую (тогда так назывались сегодняшние Вязники) прибыл по графику первый поезд. Начальником станции был приезжий человек Степан Кнушевицкий. Вскоре вакансию кассира там заняла его дочь. Разрешение на это дало лишь само Министерство путей сообщения: необычную просьбу девушки не рискнула выполнить ни одна из нижестоящих инстанций. Ольга была освидетельствована врачами: считалось, что проходящие мимо поезда «приводят к расстройству здоровья». С пристрастием проверяли её профессиональные знания. Хотя что такое тогдашний кассир, продававший билеты на одну-две пары поездов в сутки по одному маршруту, по сравнению с кассиром сегодняшним?

Краеведы нашли «Журнал путей сообщения» № 4 за 1913 год с заметкой, где говорилось: «10 апреля 1863 года восемнадцатилетняя дочь начальника станции Вязниковская Московско-Нижегородской линии главного общества Ольга Степановна Кнушевицкая была утверждена в должности билетного кассира с окладом 300 руб. в месяц». Обратим внимание: это немалая сумма - ответственный труд кассира высоко ценился. Журнал поздравил первую железнодорожницу, уже находившуюся на пенсии.

Во «Владимирских губернских ведомостях» обнаружились сообщения, где её называют как организатора первого в городе любительского театра. В № 6 за 1868 год губернская газета сообщила: Кнушевицкие устроили в Вязниках благотворительный театральный вечер, поставили два водевиля и драму «Старый друг лучше новых двух» Островского. И весь сбор - 108 рублей - перечислили на книги для создававшейся городской библиотеки. Из газет же стало известно, что жарким летом 14 июля 1878 года в Вязниках сгорели двести домов, и семья Кнушевицких передала погорельцам 189 рублей. Единственное, что могло, вероятно, омрачать жизнь Ольги - она не имела права выйти замуж: либо работа, либо воспитание детей – железные дороги не предусматривали никаких послаблений матерям. Хотя в любой момент девушка могла по своему желанию уволиться.
– Мы всё сильнее понимали с каждой новой находкой, что нам надо увековечить память об этой женщине, – говорит Татьяна Усикова.

Вокзал, которым она руководит почти два десятилетия, всегда имел неповторимое лицо. До реконструкции здания Татьяна Усикова придумала, как сделать уютными оба зала – кассовый и ожидания, и отделала один в зелёном, другой в розовом цвете, сама сшила в тон красивые занавески, чтобы всё напоминало старинный дворец или театр. Сделала вместе с подчинёнными стенды о родном городе, планшеты со стихами о нём.

Но предстояла комплексная реконструкция всего станционного хозяйства. В Вязниках переносили, спрямляли пути, строили новые платформы и мост в ожидании скоростного движения поездов. Вокзал, стоявший около полутора веков, нуждался в обновлении.

Установку мемориальной доски отложили до завершения работ. Но полтора года назад вокзал был открыт. А доску заказывать Татьяна Усикова и начальник станции Андрей Козырев так и не решились. Ведь оставался главный вопрос – как выглядела Ольга Кнушевицкая? Хорошо было бы изобразить её на мраморе. А в местных архивах ни снимка, ни каких-либо материалов о ней не сохранилось.
– И правильно сделали, что не стали торопиться, – говорит Татьяна Усикова.

Дорожная газета «Волжская магистраль» предприняла в 2010 году экспедицию в поисках редких материалов по истории ГЖД. И её участники попытали счастье в Санкт-Петербурге, в Центральном музее железнодорожного транспорта – нет ли фотографии там?

И нашли! Приобрели там отсканированную копию портрета Ольги Кнушевицкой! Причём с почтовой карточки. Открытки с её фотографией издала некая В.В.Фофанова в серии «Избирательные права женщин», где были и другие открытки с портретами выдающихся современниц – учёных, актрис, инженеров. Датировать открытку оказалось несложно. В тексте на ней о весне 1913 года, когда исполнилось полвека со дня прихода Кнушевицкой на железную дорогу, говорилось уже в прошедшем времени. А место выпуска обозначено как Санкт-Петербург: в августе 1914 года он в связи с начавшейся войной против Германии был уже переименован в Петроград. Открытка сообщала: последние годы Кнушевицкая работала во Владимире, помогала детям бедных железнодорожников, живущих на линии и учившихся в городе, даже построила для них интернат.

Деньги на мемориальную доску решили собрать движенцы, путейцы, связисты, работники вокзала. Но стоило им обратиться с предложением поучаствовать в этом деле к мэру, как администрация города решила, что всё оплатит сама. Ведь этим человеком гордятся Вязники!

Митинг собрал на первой платформе не только всех свободных от работы железнодорожников. Приехал главный инженер дороги Александр Рябков, пришли вязниковские краеведы, десятки пассажиров. Звучал Гимн России: так было решено, ведь Ольга Кнушевицкая служила Отечеству.

С доски спало покрывало. На людей ХХI века посмотрело доброе, спокойное лицо первой в России железнодорожницы. И ей аплодировали её сегодняшние коллеги.

- Вот Татьяна Борисовна, - улыбнулся в тот день Андрей Козырев. - Может, и нас в следующем столетии железнодорожники добрым словом вспомнят - как мы здесь обновляли станцию, как не забывали о тех, кто был первым.

Николай Морохин
Фото Владимира Цыплева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31