13 апреля 2021 19:15

Солнце из латуни

Январь - месяц особенный: Рождество, Святки, Крещение. Как много говорят эти праздники русскому сердцу! Хорошо после колядок, катания с гор собраться всей семьёй за столом и попить чайку из самовара. Время рушит исконные традиции, да и у кого в доме сохранился русский самовар? Разве что у завзятого коллекционера, любителя старины. наш специальный корреспондент отыскал «солнце в латуни» в пригородном посёлке под Новосибирском.

После церемонии открытия нового здания лыжной базы - центра спортивного городка Западно-Сибирской железной дороги - в сосновом бору на окраине Новосибирска тогдашний главный инженер магистрали Аркадий Иванович Андреев вдруг потащил меня на второй этаж, где в закутке обеденного зала я неожиданно обнаружил несколько старинных самоваров. Начищенные до солнечного блеска, они придавали какой-то особый уют современному интерьеру. Повеяло чем-то исконно русским, заветной стариной, сохранённой в сознании разве что генетической памятью.

Большой трёхвёдерный самовар, словно главу семьи, окружали несколько сосудов помельче, в углу же стола приютился и совсем крохотный самоварчик - на три-четыре стакана. Представилось вдруг, как «толстяк» добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. В его боках отражались наши лица и детали сервировки праздничного обеда, придавая некоторую ирреальность происходящему. Вспомнился Пушкин: Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая, Под ним клубился лёгкий пар…

- А, залюбовался? - хохотнул довольный произведённым эффектом Андреев. - Это лишь небольшая часть моего собрания, остальные на даче. Собирать самовары я начал недавно, но уже видно: неплохая коллекция формируется. Выбирай время, приезжай, попьём чайку, и я много интересного тебе о самоварах расскажу.

Выбрать время удалось только через пять лет. Хозяин, вышедший на пенсию, принял нас в своём загородном доме.

Уже в прихожей глаз наткнулся на полку с отливающими серебром «водогрейными для чаю сосудами». Готовясь к поездке, я не поленился заглянуть в Толковый словарь Даля. Всё верно, всё сходится, вот они: «с трубою и жаровнею внутри».

- Это обычные самовары разных лет изготовления. Смотрите, конечно… - Аркадий Иванович принёс фонарик, за окном заметно смеркалось. - Но советую зайти в дом, там теплее, светлее и есть что посмотреть.

Но любопытство требовало удовлетворения. Луч фонаря высветил изрядно потёртую надпись на одном из экспонатов, однако прочесть её не удалось.

- Это от регулярных чисток, - пояснил Андреев. - Для чистки самоваров использовались зола, глина, что приводило к износу стенок, стирались надписи, клейма фабрик, чем и объясняется отсутствие данных о производителе на многих старых самоварах. Последняя чистка - моих рук дело, ведь многие самовары попадали ко мне в неприглядном виде, приходилось не только чистить, но и восстанавливать по деталям, используя книги, каталоги, рисунки…

Всю стену и нишу в комнате первого этажа занимают самовары, о которых хозяин рассказывал с большим энтузиазмом. Размещены они на сделанных по заказу специальных стеллажах. До любого экспоната легко дотянуться, взять в руки, поднять крышку, рассмотреть устройство, полюбоваться изящной веткой – так называется самоварный кран.

– Какой из них самый старый, Аркадий Иванович?
– Вот этот, фабрики Баташева, начала ХIХ века. Самоварные фабрики Баташевых пользовались наибольшей известностью. Относительно недорогие, хорошего качества самовары с их клеймом охотно раскупались по всей России.
Есть в моей коллекции и несколько самоваров производства фабрики Б.Г.Тейле, тоже очень известного заводчика. Кроме традиционных центров – Петербурга, Москвы, Урала – артели умельцев работали в Костроме, Ярославле, Архангельске, Вятке и многих других провинциальных городах России. Больше всего фабрик было в Туле, ставшей признанным центром самоварного производства, в конце ХIХ века там было 77 фабрик. Я специально ездил в Тулу, знакомился с историей производства самоваров. Привёз книги, которые во многом помогли мне оценить собст венное собрание, начать работать над его каталогом.

– И как продвигается работа?
– Медленно, дело-то непростое. В коллекционировании самоваров, в отличие от монет или марок, отсутствует система. Самовар делался вручную, выпускался в единичном экземпляре и мог быть прихотью мастера, его изготовившего. Это было индивидуальное произведение. Долгое время к самовару в России относились, прежде всего, как к предмету быта. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало. Обычно на самоваре есть клеймо с указанием места изготовления, а дата определяется примерно, принадлежностью к такому-то веку.
В моей коллекции сегодня 123 самовара, но описаны и занесены в каталог только каждый четвёртый.

Наверху, в мансарде, – ещё одна часть коллекции. Андреев снимает с полок, ставит на бильярдный стол один самовар за другим. Один из них отливает золотом.

– У этого красавца есть собственное имя: «Ромео». Он сделан из томпака – сплава меди с цинком, отсюда и золотистый цвет. У сплава хорошая пластичность и высокая коррозийная стойкость, поэтому самовары из томпака высоко ценились знатоками.
Вот самовар «Купчиха» – всего-то на четыре стакана. Достался мне он совершенно разбитым, а теперь из него можно чай пить.

Разнились самовары и по форме: шар, «рюмка», «стакан», вот они – на полке. Существовала и известная дифференциация самоваров по их назначению. Помимо обычных самоваров, например, делались самовары-кофейники и дорожные самовары, мечтаю их отыскать, как однажды нашёл так называемую бульотку, предназначенную для сохранения при помощи спиртовки определённой температуры воды.

Самовар неразрывно связан с русской традицией чаепития, завезённой купцами, как известно, в XVII веке из Китая. Но изготавливали самовары не только в России. От русских привычку чаёвничать у самовара восприняли поляки, даже наладили собственное производство. «Шляхтич» в моей коллекции единственный. Смотрите, какой он изящный, посеребрённый, совсем другой конструкции, и ветка у него иная. А этот самовар из Германии уже современного производства.

В конце XIX века ни одна русская выставка за рубежом не обходилась без самоваров: авторы обзоров всемирных художественно-промышленных выставок всегда упоминали продукцию самоварных фабрик. Фабрика, получавшая медали на международных выставках, обычно наносила на крышку, иногда на корпус самовара изображения медалей с указанием года получения и достоинства медали. Это была своего рода реклама. Корпус же вот этого самовара украшен монетами, скорее всего, это сувенирный вариант.

С наступлением промышленного прогресса в конце XIX века производители начали экспериментировать с конструкцией самоваров и применять альтернативные источники нагрева - керосин, денатурат. Несмотря на кажущееся удобство и простоту, такие самовары не получили широкого применения, поэтому керосиновый самовар в моей коллекции единственный. В единственном числе и самовар двойного действия, разогревающийся дровами и электричеством.

- Вы, кстати, сами пьёте чай из своих самоваров?
- Времени нет. А в старину чай пили не спеша, для того чтобы нагреть самовар, требовалось от 40 до 50 минут. Чаепитие было своего рода ритуальным действом, праздником. Самовар - в прошлом частица русской духовной жизни - для меня ещё и предмет искусства. Ведь внешний вид самовара и художественное оформление зависели от эпохи. Самовары XVIII века были выполнены в стилистике рококо или в духе классицизма, в первой половине XIX - в стиле ампир, во второй половине сказалось влияние историзма, в начале XX века - модерна. Украшали самовар литьём, чеканкой, гравировкой, эмалями, костью, перламутром, серебром…

Уже за ужином задал Аркадию Ивановичу последний, но вполне необходимый вопрос: как он пришёл к идее коллекционировать самовары?

- Сколько помню себя, моей страстью были книги. На их покупку, бывало, тратил по ползарплаты, собрал, считаю, достойную библиотеку. Увлекался историей, стариной. А самовар не только исконно русский символ дома, семьи, домашнего уюта, но и память, ностальгия по ушедшей эпохе. Я и родителей-то вспоминаю, мирно чаёвничающих у самовара. Это едва ли не самые ранние воспоминания, потому что отец, партизан Великой Отечественной, был замучен в газовой камере. Думаю, желание иметь самовар в своём доме, в собственной семье вполне понятно. Начал же с того, что приобрёл роскошно оформ ленную книгу «Русский самовар». А вскоре сослуживцы-железнодорожники подарили и сам самовар, хоть и сувенирный, но на три ведра. Корпус его был выполнен в стиле гжели. Назывался он «Сибирская железная дорога» и был по заказу изготовлен к празднованию юбилея Транссибирской магистрали. Таких существует-то всего три экземпляра: у бывшего министра путей сообщения России Г.М.Фадеева, начальника Кемеровской, Западно-Сибирской и Московской железных дорог В.И.Старостенко и у меня.

Так всё в один клубок и сплелось: память о прошлом, служение железной дороге, которой посвятил жизнь, и неизбывная страсть к коллекционированию.

Александр Шамов,
спец. корр. «Гудка»
Новосибирск
Фото Игоря Умнова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30