19 апреля 2021 22:38

Год на прокачку

Сибирский город избежит социальной катастрофы

«Роснефть» пролонгировала договор о сотрудничестве с Уярским нефтеналивным терминалом.

В недалёком будущем нефть в Уяре будут не наливать, а перерабатывать
В конце декабря прошлого года «Роснефть» высказала намерение передать объёмы перекачиваемой на Дальний Восток нефти с Уярского нефтеналивного терминала в Иркутскую область на пункт налива Мегет на станции Зуй, который принадлежит АК «Транснефть».

Такое решение объясняли тем, что Уярский терминал изначально строился как временный для перевалки нефти на дальневосточные НПЗ. Об этом руководство терминала предупредили ещё в 2005 году.

– В связи с тем, что НК «Роснефть» и китайская компания CNPC в 2004 году заключили контракт на поставку нефти в Китай в объёме 9 млн тонн в год до 2010 года, мощностей терминала Мегет в Иркутской области не хватало. Поэтому для обеспечения нужд заказчиков приняли решение использовать ещё и мощности терминала в Уяре, – прокомментировали в НК «Транснефть». – Договор действовал только до ввода участка Тайшет – Сковородино нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и завершения долгосрочного контракта по поставкам нефти в Китай по железной дороге.

А так как нефтепровод Тайшет – Сковородино был сдан в октябре 2009 года, а контракт между «Роснефтью» и CNPC закончился в декабре 2010 года, то это частично разгрузило пункт налива Мегет, который, как считают в «Транснефти», теперь может справиться с объёмами.

Кроме того, не устраивали нефтяников и действующие тарифы, которые в Уяре были почти вчетверо выше, чем в Мегете.

Однако генеральный директор Уярского нефтеналивного терминала Игорь Баронин удивляется решению «Роснефти» перевести все потоки в Мегет, ведь нефти вполне может хватить, чтобы загрузить оба терминала. По его расчётам, погрузка 5–6 млн тонн нефти в год позволяет эксплуатировать терминалы в безубыточном режиме и сохранить рабочие места.
– Если бы терминал закрыли, без работы остались бы более 500 человек, – говорит Игорь Баронин. – Для небольшого сибирского города это социальная катастрофа.

Солидные потери по грузоперевозкам были бы и у Красноярской магистрали. Как пояснили в Красноярском ТЦФТО, ежегодно со станции Уяр отгружается до 6 млн тонн нефти.

Урегулировать ситуацию решило краевое правительство, которое тоже было заинтересовано в работе терминала, ежегодно отчисляющего в краевой бюджет около 80 млн руб. Министерство промышленности и энергетики Красноярского края обратилось в Федеральную службу по тарифам с просьбой сохранить ещё на год понижающий коэффициент (0,785) к тарифам на перевозку нефти через станцию Уяр. ФСТ просьбу удовлетворила. В итоге это решение позволит Уярскому терминалу спокойно работать ещё год. Сможет ли проработать на таких условиях терминал до 2014 года, когда ВСТО достроят, пока неизвестно.
– Ясно одно – в 2014 году терминал закроют, – говорит Игорь Баронин.

Поэтому сейчас краевым властям нужно активнее продвигать проект строительства на базе терминала небольшого НПЗ мощностью 1,5 млн тонн в год. Это позволит создать дополнительные рабочие места к моменту плановой остановки терминала.

Олеся Мизинко,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30