12 апреля 2021 21:20

Где живёт «Аллегро»

В финском депо набираются опыта обслуживания скоростного поезда


На этой неделе в столице Финляндии пройдёт выставка по туризму, где отдельный стенд будет посвящён поезду «Аллегро». В феврале запустят рекламу, предлагающую финнам путешествовать именно этим поездом. А через десять лет, как уверяет старший вице-президент VR-Group Антти Яатинен, количество пассажиров должно вырасти втрое.

Новый цех в депо Илмала длиннее обычного для Финляндии, он построен для семивагонного состава «Аллегро»
Пока же приветственную речь Антти Яатинен начинает с извинений за опоздание поезда. К слову, отставать от графика поезд стал сразу после того, как пересёк границу и сменился машинист – с русского на финна. «У нас тут, в Хельсинки, очень много поездов прибывает в одно время», – говорит старший вице-президент VR-Group.

Прямо с вокзала мы едем в депо Илмала, где обслуживают «Аллегро». Оно одно из крупнейших в Финляндии. Здесь обслуживается около 80% пассажирских вагонов, 60% электровозов VR и 50% скоростных поездов «Пендолино». В 2008 году в депо построили новый цех – для «Аллегро».

«Обычно наши поезда состоят из шести вагонов, а этот цех был построен из расчёта семивагонного «Аллегро». Кроме того, эстакады надо было разместить по-другому, потому что токоприёмники в этом поезде расположены иначе, – объясняет начальник депо Илмала Юха Охво. – Мы купили и оборудование для замены тележки. Обычно такие работы выполняются в Турку. Но для этого поезда они предусмотрены здесь».

Цех выглядит довольно типично: это большой ангар с четырьмя подъездными путями, внутри которого электрокары, погрузчики и, конечно, поезда. Принимаются они в цех по определённой схеме: с северной стороны заходят семивагонные составы «Аллегро», а с противоположной – шестивагонные поезда.

В депо работают около 470 сотрудников VR-Group и ещё примерно 200 представителей организаций-партнёров
Помимо «Аллегро», на котором мы прибыли в депо, на путях стоит ещё один такой же. Под него финские слесари почему-то лезут не с инструментами, а с фотоаппаратами. Не измеряют или ремонтируют, а фотографируют узлы поезда. «Мы пока изучаем, как поезд построен, и выявляем, как изнашиваются разные узлы. Готовимся к тому, чтобы заранее заказать новые детали, если будет необходимость. То есть накапливаем опыт», – поясняет Юха Охво.

Дело в том, что ближайшие два года за ремонт поезда отвечает французская компания-производитель Alstom. На финских железнодорожниках сейчас лежат обязанности по текущему обслуживанию. В депо Илмала «Аллегро» готовят в рейс: убирают, экипируют и проверяют все системы. В том числе системы безопасности и радиосвязи, которые в «Аллегро» двойные – российские и финские. Ещё одна техническая особенность поезда – двойная система токоприёма. Таким образом, поезд следует по территории России, где используется постоянный ток, и Финляндии с переменным током без замены локомотива.

За два месяца эксплуатации в поезде не было серьёзных поломок, однажды меняли стекло и ещё раз ремонтировали обшивку носовой части кузова
«Нам изначально необходимо было учесть эти различия. Поэтому для «Аллегро» мы закупили приборы для тестирования крышевого оборудования. Мы можем запитать поезд либо переменным током, либо постоянным», – объясняет Юха Охво.

«В депо Илмала есть специалисты как раз для проверки российских систем, поскольку наши системы осматривают и здесь, и в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский. Мы не имеем права пускать поезд без проверки систем как русских, так и финских, – поясняет начальник Октябрьской магистрали Виктор Степов. – Для регламента работ, утверждённого для российской стороны, мы выделили одну канаву в депо Санкт-Петербург-Финляндский. Если потребуется, можем переориентировать персонал и на более серьёзные работы».

«Мы стараемся работать по такой схеме, чтобы к утру всегда один поезд был в резерве. Если один состав вдруг не может выйти на линию, мы готовы подать другой», – рассказывает Юха Охво.

В депо обслуживают также половину скоростных поездов «Пендолино», принадлежащих VR-Group
По его словам, за два месяца эксплуатации в поезде не было серьёзных поломок. За это время в «Аллегро» только однажды меняли стекло. И ещё раз пришлось ремонтировать обшивку носовой части кузова после столкновения с лосем.

Вообще, после посещения финского депо сложилось впечатление, что российские требования к безопасности движения строже. Да и к графику тоже. У финнов выполнение графика движения составляет 91%, а в России – более 99%.

В мае в график встанет ещё один «Аллегро». Ежедневно между двумя государствами станут курсировать по четыре поезда туда и обратно. И российским машинистам придётся догонять отставание финских коллег уже на своей территории. «Увеличение пассажиропотока в три раза за десять лет – это тот минимальный объём, который мы планируем здесь взять, – говорит Виктор Степов. – Думаю, нам ещё придётся серьёзно подумать над графиком. Ведь увеличение количества поездов потребует лучшего приёма на станции Хельсинки. Ведь мы приучили уже людей вовремя приезжать, и такая необязательность вредит имиджу поезда».

Когда мы уезжали из Финляндии, «Аллегро» снова задержали.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург – Хельсинки
Фото Ивана Куртова


Финские слесари пока приглядываются к «Аллегро», изучают, как изнашиваются узлыНа обслуживании «Аллегро» заняты от 8 до 10 человек, в зависимости от объёма работ
Финские машинисты допускают отставания от графика, которые приходится навёрстывать их коллегам из РЖДНачальнику ОЖД Виктору Степову (слева на переднем плане) есть что обсудить со старшим вице-президентом VR-Group Антти Яатиненом
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30