21 октября 2021 21:59

Подвиг иконописца

На исходе минувшего года в Государственной Третьяковской галерее произошло мировое культурное событие – открытие выставки «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника».

О личности легендарного иконописца и особенностях экспозиции «Гудку» рассказывает Наталия Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства, куратор выставки.

– Наталия Николаевна, как получилось, что Третьяковская галерея стала хранительницей самой крупной в мире коллекции произведений Андрея Рублёва?
– Благодаря подвигу многих работников музея, наших предшественников. Вся коллекция сформировалась в чрезвычайно «узкий» период – с 1929 по 1934 год. То было время культурной революции, когда не только боролись с неграмотностью, но и расформировывали музеи, уничтожали церкви. Реставраторы и музейные сотрудники стремились спасти иконы из церквей, превращённых в клубы или зернохранилища. За это им заплатили сторицей – большинство из них отсидели в лагерях, тюрьмах. Но они совершили главное дело своей жизни – собрали, защитили и сохранили. Добились, чтобы творения Андрея Рублёва попали в лучший музей страны – Третьяковскую галерею. Потом была огромная работа по реставрации, сохранности. Но они сделали главное.

– Наталия Николаевна, какую задачу ставили перед собой вы, готовя проект совместно с Музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва?
– Впервые представить вместе памятники, которые на основании исторических сведений и стилистических признаков можно с большей или меньшей уверенностью связать с именем великого художника. Это сравнительно немногочисленные, но исключительные по своему художественному качеству и мастерству исполнения иконы и фрагменты фресок из лучших музеев страны и частных собраний. Например, иконы из огромного иконостаса знаменитого Успенского собора во Владимире. На его долю пришлась непростая судьба – во времена Екатерины иконостас был изъят из Успенского собора и «сослан» в село Васильевское. Лишь в двадцатом столетии часть сохранившихся икон попала в Третьяковскую галерею, а часть – в Русский музей Санкт-Петербурга.
Безусловным достижением нынешней выставки стала возможность экспонирования археологических фрагментов полностью или частично утраченных росписей, связываемых с творчеством Андрея Рублёва и его окружения. Среди них фрагменты фресок из Благовещенского собора Московского Кремля, Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря и Успенского собора на Городке в Звенигороде. То есть мы попытались собрать и представить нашему зрителю всё художественное наследие во всей его полноте.

– Сведения об Андрее Рублёве порой сложны и противоречивы. Каким источникам можно верить?
– Если говорить о документальных источниках, то это, несомненно, «Троицкая летопись», где под датой 1405 год повествуется об украшении Благовещенского собора Московского Кремля, в котором принимали участие Феофан Грек, Прохор с Городца, чернец Андрей Рублёв, а также запись 1408 года о работе в Успенском соборе во Владимире. Далее сведения о Рублёве содержатся в житийной литературе чуть более позднего времени. Вот по этой скупой информации, вооружившись дедуктивным методом, мы можем реконструировать приблизительные сведения о жизни Андрея Рублёва.
Более или менее точная дата – скончался Андрей Рублёв в 1430 году. Руководствуясь «выкладками» исторических, литературных, житийных источников, ряд исследователей пришли к мнению, что условная дата рождения Рублёва – 1360 год.

– Каким человеком был Андрей Рублёв?
– Из житийных источников Андрей Рублёв и Даниил Чёрный предстают перед нами как светозарные личности, которые всю свою жизнь потратили на духовное совершенствование и работу над иконами. Ведь даже в пасхальные дни, когда весь православный люд отдыхал, эти иконописцы созерцали иконы, видя в этом путь духовного совершенствования.
В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва как преподобного, в том числе за подвиг иконописания. И на собственной иконе преподобный Андрей Рублёв представлен со своим главным творением – «Святой Троицей».
«Святая Троица» – центральная икона выставки, одно из главных явлений в истории культуры нашего Отечества. И её духовный смысл, её создание не исчерпываются только богословским содержанием. В ней отражено огромное нравственно-идеологическое значение, в котором представлено стремление к единению, к единству. Показан поиск некого национального идеала (не будем забывать, что икона написана в похвалу Сергию Радонежскому, который призывал к объединению всех русских земель после Куликовской битвы!). То есть рублёвская «Святая Троица» – это проект будущей жизни нации!

– О том, как надо знакомиться с рублёвской «Святой Троицей», написано немало пособий.
– «Святую Троицу» невозможно постигать по книгам. Тут необходим собственный религиозный и эстетический опыт. Картины западноевропейских современников Рублёва (художников эпохи Возрождения) связаны с католическим мироощущением. В то время как творчество Андрея Рублёва и русских иконописцев – с православным. Они не писали картин на сюжеты из Евангелия или Библии. Они творили иконы. Их «натурой» был горний мир и те образцы византийского или современного им искусства, которые они видели.

– Открытие новых творений Рублёва сегодня возможно?
– Одной из сенсаций этой выставки станут фрагменты росписей Благовещенского собора Московского Кремля, не так давно обнаруженные и, вероятно, связанные с именем Андрея Рублёва. Кроме того, зрители увидят две иконы из собрания известного коллекционера Владимира Логвиненко. Это фрагменты царских врат, которые в точности повторяют рублёвские. Вероятно, они были сделаны в то время или чуть-чуть позже одним из последователей Андрея Рублёва. То есть можно сказать, что произведения художников времени Рублёва появляются.

– Наверняка у вас есть любимая икона Андрея Рублёва?
– Скорее, идеал. Это Архангел Михаил из Звенигородского чина.

Беседовала Ирина Гаврилова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31