25 октября 2021 22:03

Эра Вайнеров

Как становятся писателями? Знаменитыми литераторами, можно сказать, лидерами детективного жанра Аркадий Вайнер, служивший в МУРе , и его младший брат Георгий, работавший корреспондентом ТАСС, стали по воле случая.

Писать им посоветовал Норман Бородин – личность, прямо скажем, легендарная: сын друга Ленина и создателя Коммунистической партии США, журналист и разведчик, между прочим, знакомство с которым подвигло Юлиана Семёнова на создание «Семнадцати мгновений весны». Так вот именно он предложил братьям написать рассказ, примерно страниц на шесть, используя конкретное уголовное дело, которое в ту пору расследовал Аркадий Вайнер. Братья немедленно приступили к работе, а через два месяца предъявили результат – рукопись в шестьсот страниц. Один её экземпляр Норман Бородин отнёс в журнал «Советская милиция», а другой – с подачи Юлиана Семёнова – попал в «Наш современник».

К радости молодых авторов, оба издания дали «добро» на публикацию, правда, в несколько сокращённом виде. Как позднее выяснилось, всё то, что вычеркнули в журнале «Советская милиция», оказалось нетронутым в «Нашем современнике» и, соответственно, наоборот. Так или иначе, роман «Часы для мистера Келли», увидевший свет в 1967 году, стал дебютом Аркадия и Георгия Вайнеров в отечественной литературе.

Братья решили не останавливаться на достигнутом. Тем более, за плечами одного из них был бесценный опыт службы в органах внутренних дел. Проработав следователем в 21-м отделении столичной милиции, Аркадий Вайнер сравнительно быстро дорос до начальника следственного отдела Московского уголовного розыска. Но при этом за должностями и погонами не гнался, а потому своё положение «в органах» высоким не считал. Много лет спустя, уже став лауреатом премий Союза писателей и МВД СССР, Аркадий Вайнер с абсолютной уверенностью говорил, что «главная должность на Земле настолько высока, что нельзя ни приуменьшить, ни преувеличить её. Эта должность – быть человеком».

Как складывалось соавторство писателей? По словам Аркадия Вайнера, работу над очередным романом братья всегда начинали с плана, а потом просто решали, кто какую главу пишет. При этом, говорил старший Вайнер, у Георгия лучше получались главы «про войну», а у него самого – «про любовь». Так были написаны «Лекарство против страха», «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали», «Ощупью в полдень» и другие произведения. Кроме того, в качестве сценаристов Вайнеры вместе работали над фильмами «Город принял», «Ночной визит», «Я, следователь», «Потерпевшие претензий не имеют», «Свидетельство о бедности», «Вход в лабиринт», «Нелюдь, или В раю запрещена охота». В последней картине, между прочим, Аркадий Вайнер участвовал как актёр.

Событием в жизни писателей, конечно же, стал роман «Эра милосердия» (1976). И книга, и снятый по ней сериал «Место встречи изменить нельзя» принесли Вайнерам всероссийскую славу. Несмотря на немалое количество детективов на нашем экране, история о раскрытии в послевоенной Москве банды «Чёрная кошка» до сих пор не утратила своей привлекательности. Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и Владимир Шарапов (Владимир Конкин) и до сего времени являются народными героями.

Успех произведений братьев Вайнеров объясняется не просто любовью читателей к захватывающим погоням, лихо закрученным интригам и громкой стрельбе. Аркадий и Георгий Вайнеры сумели поднять жанр детектива на уровень настоящей литературы. Свои работы Аркадий Вайнер называл «психологической прозой, базирующейся на криминальной основе». «В принципе, вся мировая литература была создана в жанре детектива,?– любил повторять писатель. – Гамлет – это же классический детектив».

«Человека в принципе влечёт всякая тайна, а в следственной, уголовно-разыскной работе этих тайн, наверное, не меньше, чем у учёных, которые исследуют тайны мироздания», – говорил писатель, вспоминая время, проведённое в уголовном розыске.

Вероятно, в эти годы Аркадий Вайнер твёрдо усвоил простую истину: «Счастливых людей среди преступников нет». Из мест лишения свободы он часто получал письма, которые «брали за душу», всегда отвечал на них, по мере сил и возможностей помогал заключённым, нередко добивался освобождения невинно осуждённых. Писатель продолжал заниматься этим благородным делом, став членом Комиссии по помилованиям.

Миллионы людей знают и любят детективы братьев Вайнеров, многие из которых носят культовый статус. Гораздо меньше людей знает о ещё одной стороне их творчества. Ещё в 1970-е годы, не желая писать «по заказу», братья начали разрабатывать темы, достаточно «опасные» по советским меркам. Так был создан роман «Петля и камень в зелёной траве», посвящённый преследованию евреев в СССР и роли КГБ в этом деле. «Мы располагали секретными сведениями, хотя никогда не переступали порог этого учреждения, – вспоминал Аркадий Вайнер. – Просто у нас было много знакомых среди бывших работников КГБ, пострадавших от этой организации». Позднее была освоена вторая «запретная» тема: «Евангелие от палача»?– так назывался роман о «деле врачей-убийц». Написанные «в стол», обе книги пришли к читателям только в годы перестройки.

Вплоть до самой смерти Аркадий Вайнер (он умер в апреле 2005 года) был полон планов и проектов. В частности, работал над сериалом «Место встречи изменить нельзя – 2». Сценарий, по словам писателя, был уже готов, оставались только «кое-какие технические детали». Главной интригой картины должна была стать гибель Жеглова, которого предаёт сослуживец. Предполагалось, что в роли Жеглова, который появится только в первой серии фильма, зрители опять увидят Владимира Высоцкого. Оказалось, что многие кадры с Высоцким не вошли в сериал. Поэтому в начале фильма авторы хотели их использовать. Остальные серии, по словам Аркадия Вайнера, должны были быть посвящены раскрытию предательства.

Известно, что Аркадий и Георгий Вайнеры мечтали приступить к созданию большого романа, который, по словам старшего брата, мог бы стать своеобразной русской «Сагой о Форсайтах». В романе под условным названием «Ночные темы» его авторы намечали проследить жизнь одной московской семьи – с 1913 года до наших дней. Главная драматическая линия неоконченной книги – конфликт интересов двух представителей этой семьи: один служит в уголовном розыске, а другой возглавляет мафию.

Увы, этим замыслам не суждено было исполниться. Старший брат, Аркадий, увлёкся общественной деятельностью, организовал фестиваль детективного кино, вместе с дочерью Натальей Дарьяловой создал телеканал «Дарьял-ТВ». Младший, Георгий, в конце 80-х уехал в США, где много писал, по его книге «Умножающий печаль» был снят сериал, успешно прошедший на российском ТВ. Он умер в Нью-Йорке в июне 2009 года.

И хотя после отъезда брата книг за подписью « Аркадий Вайнер» больше не выходило, имя автора популярных детективных романов на долгие годы останется в литературе. «Дело на самом деле не в жанре, а в мастерстве. И кто из нас писатель, а кто ремесленник, определит в конечном счёте история», – заметил однажды Аркадий Вайнер. Вчера ему исполнилось бы 80 лет…

Юрий Акимов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31