25 октября 2021 13:36

Опыт преодоления

Спад удалось компенсировать подъёмом

В 2009 году падение погрузки на Дальневосточной магистрали к уровню предыдущего года было наиболее ощутимо среди других дорог. При среднесетевом снижении объёмов отправления грузов на 15% на ДВЖД оно составило 26%. А по итогам 2010 года дорога в лидерах по приросту погрузки.

Алексей Лоншаков, первый заместитель начальника Дальневосточного ТЦФТО
– Насколько в 2010 году дорога компенсировала потери, вызванные кризисом?
– За 12 месяцев прирост погрузки к 2009 году достиг почти 13,4%, или 5,1 млн тонн. В целом по сети этот показатель – 8,8%. Безусловно, экономика региона оживилась. Характерный тому пример – ОАО «Амурметалл». В 2009-м предприятие из-за дефицита оборотных средств и неблагоприятной ситуации на мировом рынке останавливало свои мощности. В 2010 году завод стабилизировал работу, объём производства чёрных металлов вырос почти на 38%.
На развитии реального сектора экономики положительно сказывается реализация в ДФО масштабных инфраструктурных проектов. Это строительство объектов к саммиту АТЭС, прокладка магистральных нефте- и газопроводов, создание необходимой инфраструктуры для освоения крупных месторождений.
Все эти факторы во многом обусловили то, что годовое задание, установленное ДВЖД, было выполнено уже 3 декабря. Мы погрузили 40 млн тонн грузов. До конца года погрузка была увеличена более чем на 3 млн тонн. Конечно, до докризисного уровня далеко. В 2007 году погрузка на дороге составила 52,6 млн тонн. Это был наш рекорд. Но сдвиги всё равно налицо.

– За счёт чего удалось достичь такой динамики?
– Модернизация оборудования на Хабаровском и Комсомольском НПЗ, а также отлаженные формы взаимодействия с предприятиями позволили увеличить отгрузку нефтепродуктов на 7% к 2009 году. В плюсе угледобывающие компании: «Якутуголь», «Ургалуголь», «Приморскуголь». Всего угля отправлено на 15,8% больше. Почти в полтора раза выросла погрузка по импорту. Так, более 1,2 млн тонн погружено глинозёма, который поступает через порт Ванино на Саяногорский и Братский алюминиевые заводы. Заметно активизировались перевозки контейнеров. В 2010 году возобновились отправки ускоренных контейнерных поездов с запчастями из Японии и Южной Кореи для отечественного автопрома. В кризис они были прекращены. Увеличился объём таких перевозок и в связи с организацией дополнительных контейнерных линий из стран АТР в Россию через дальневосточные порты.

Строительство объектов к саммиту АТЭС – 2012 даёт Дальневосточной дороге хорошую погрузку
– Расширяется ли грузовая база?
– Да. Запущен Олёкминский ГОК. Первую партию железной руды он отправил ещё в 2008 году, но затем отгрузка прекратилась до осени 2010 года. Предприятие наладило поставки концентрата в Китай через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ. За сентябрь – ноябрь со станции Олёкма отправлено 1542 вагона с рудой, или более 96 тыс. тонн. Сейчас ГОК вышел на стабильную погрузку, в декабре он отгрузил уже 40 тыс. тонн концентрата.
Во Владивостоке набирает обороты завод ООО «Соллерс – Дальний Восток» по сборке автомобилей. Большая часть машин отправляется в западные регионы страны. Их грузят на станции Гайдамак.
Выросла отправка иномарок со станции Сухановка. Перевозки японских Mazda там организованы совместно с ОАО «РейлТрансАвто», имеющим терминал на территории морского порта в бухте Троицы на юге Приморья. В целом на дороге погружено 84,5 тыс. тонн автомобилей, это 177% к прошлогоднему уровню.
– По каким номенклатурам произошло снижение?
– В отличие от кризисного 2009 года стала меньше погрузка рыбы – на 13%. Сказался малый подход горбуши, основы лососёвой путины. Раньше улов был намного богаче. В то же время мы больше отправили рыбы в ускоренных рефконтейнерных поездах. В июне – октябре ушло 42 состава против прошлых 24. Ими было доставлено 63,8 тыс. тонн рыбы, что на 62% больше, чем в 2009 году.
Ускоренные поезда с рыбой отправляются теперь не только со станции Мыс Чуркин, но и со станции Владивосток. Это позволило грузоотправителям во время путины получить преимущества по сравнению с обычными грузовыми перевозками. В рефконтейнерных поездах груз из Владивостока доходит до Новосибирска за шесть суток, до Екатеринбурга – за семь.

– Каковы планы на 2011 год?
– Дорога должна погрузить 45,5 млн тонн, или на 5% больше, а с учётом Сахалинского региона – 47,9 млн тонн. Если смотреть по темпам роста, это втрое меньше нынешней прибавки к погрузке. Но в 2010 году экономика восстанавливалась, поэтому и произошёл большой скачок. Такой динамики, вероятно, не будет.
Поставленное на 2011 год задание реалистично и, думаю, вполне по силам. По прогнозам, будут увеличивать отгрузку НПЗ, выйдет на полную мощность Олёкминский ГОК, возрастёт перевалка глинозёма через Ванино.
Положительная тенденция наблюдается и в лесоперерабатывающем секторе, хотя «кругляка» по-прежнему возится больше. Правительство сохранило на 2011 год вывозные пошлины на необработанную древесину на уровне прошлогодних. В то же время крупные предприятия вводят новые мощности по переработке леса.

– На ДВЖД заметно вырос приём грузов с других дорог. Осложнило это собственную погрузку?
– Да, помимо того, что увеличилась погрузка на самой ДВЖД, выросла погрузка на неё с других дорог. Это несколько ограничивает наши возможности, особенно что касается грузов в морские порты. Если до недавнего времени основными причинами, которые осложняли продвижение грузопотока на том или ином направлении, были недостаточно развитые портовые мощности, то сегодня, с началом перевозок нефти по проекту ВСТО и запуском терминала ЗАО «Дальтрансуголь» в Ванине, мы столкнулись с ограничениями в провозной способности железнодорожной инфраструктуры на ряде участков. Это касается линий Комсомольск – Совгавань и Смоляниново – Находка. Расшить эти лимитирующие места – и мы могли бы намного повысить пропуск поездов, так как сегодня запросы отправителей угля на эти два направления в полтора раза выше того объёма, который мы можем перевезти. Кстати, руководство ДВЖД предлагает ускорить сроки ввода нового Кузнецовского тоннеля, строительство которого финансируется в том числе из Инвестфонда. Этот проект позволит увеличить объёмы перевозки к портам Ванино и Совгавань.

Беседовал Павел Усов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31