13 апреля 2021 13:37

Дотянуться до государства

РЖД планируют повысить индивидуальный рейтинг

ОАО «РЖД» направило в ведущие рейтинговые компании предложения по повышению своего индивидуального рейтинга. Компания указывает, что её финансовые показатели более устойчивы, чем у сопоставимых железнодорожных компаний мира.

Индивидуальный рейтинг (Standelone rating) в отличие от кредитного рейтинга компании не учитывает возможную поддержку со стороны акционеров. В случае РЖД это государство, поэтому кредитный рейтинг компании ограничен уровнем рейтинга страны. Если по классификации Standard & Poor’s кредитный рейтинг РЖД равняется государственному и находится на уровне BBB, то индивидуальный – на две ступени ниже BB+. По методологии другого агентства – Fitch Rating – показатели равны, однако индивидуальный рейтинг имеет прогноз «стабильный», а у государства – «позитивный».

«От уровня рейтинга напрямую зависит стоимость заёмных средств для компании, – говорит старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. – Однако несмотря на то, что наши финансовые показатели значительно лучше, чем у многих европейских железнодорожных компаний, они имеют значительно более высокий индивидуальный рейтинг».

К примеру, коэффициент отношения долга к объёму прибыли в 2009 году у ОАО «РЖД» составляет всего 1,5, в то время как у Deutsce Bahn он равен 3,3, а у железных дорог Франции вообще 10,6. В то же время благодаря кредитному рейтингу Франции её железные дороги имеют высший рейтинг AAA.

«Повышение Standalone rating как минимум покажет инвесторам, что РЖД, в отличие от коллег за рубежом, не живут за счёт того, что берут в долг крупные средства, – говорит Вадим Михайлов. – Компания сама занимается повышением эффективности и прибыльности».

«Теоретически кредитный и индивидуальный рейтинги могут совпасть, но для этого необходимы серьёзные основания, – говорит директор аналитической группы по корпоративным клиентам Fitch Максим Эдельсон. – Соотношение долга к объёму прибыли – это только один из факторов. Необходимо, чтобы совпали те факторы, которые влияют на экономическое состояние государства и самой компании». Максим Эдельсон говорит, что сейчас для экономики России действует много благоприятных факторов, таких как рост цен на нефть, значительные золотовалютные резервы. Однако не все они прямо отражаются на железнодорожных перевозках.

Сергей Плетнёв
Ольга Ждан

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30