21 апреля 2021 16:47

Вертикаль эффективности

Новая структура управления компании соответствует её задачам

1 октября была полностью сформирована Центральная дирекция инфраструктуры ОАО «РЖД», и одновременно железные дороги обрели статус Региональных центров корпоративного управления (РЦКУ). Таким образом, в целом была завершена внутренняя реструктуризация компании.

Этому предшествовала многолетняя работа по выделению различных видов деятельности в вертикально интегрированные филиалы (дирекции).

Постепенно в самостоятельные дирекции были обособлены хозяйства перевозок, тяги, ремонта пути и целый ряд других. В результате сегодня, помимо Центральной дирекции инфраструктуры, основными вертикалями ОАО «РЖД» являются Центральная дирекция управления движением, Дирекция тяги, Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, Центр фирменного транспортного обслуживания, Центральная дирекция по ремонту пути и др. Они являются, по сути, самостоятельными предприятиями со своими хозяйственными задачами, балансами, имуществом и всеми необходимыми атрибутами. Важно отметить, что работа по выделению вертикалей осуществлялась поэтапно, по мере подготовки основных нормативных, организационных и технологических условий.

Основной смысл данной реорганизации заключается в том, чтобы в рамках адаптации железнодорожного транспорта к рыночной экономике сформировать такую структуру ОАО «РЖД», которая бы позволяла эффективно управлять расходами и доходами в разных хозяйствах, уйти от «котлового» метода ведения бизнеса.

При этом единство вертикальных и горизонтальных связей, всегда служившее основой управления на железнодорожном транспорте, было сохранено. В то же время вертикали и горизонтали как бы поменялись местами. Раньше линейное предприятие организационно-юридически входило в состав железной дороги, но одновременно технологически подчинялось по вертикали вышестоящим службе и департаменту. Теперь же вертикальные дирекции объединили все предприятия одного вида деятельности, но горизонтальные технологические связи на региональном уровне остались также крайне важным компонентом общего управления перевозочным процессом. Как указывал в одном из своих комментариев первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, «мы ничего не перечёркиваем из того, что было рационального, универсального в наших прежних методах работы, а расширяем инструментарий, обогащаем теорию и практику железнодорожного дела». Основная цель при этом заключается в том, чтобы гармонизировать управление, экономику и технологию в новых условиях, «привести в соответствие систему управления перевозочным процессом и реалии рынка».

Чтобы сохранить устойчивые горизонтальные связи на региональном уровне, проводить стратегические и тактические установки компании в жизнь, на базе железных дорог были созданы Региональные центры корпоративного управления. Их начальники стали представителями президента ОАО «РЖД» в регионах, и им делегированы соответствующие полномочия. Также после ликвидации отделений железных дорог был введён институт заместителей начальника дороги по региону. При этом повышены и полномочия первых заместителей начальников дорог. На них ложится в том числе основная нагрузка по координации работы бизнес-структур на территории. Также приняты меры и для сохранения единой кадровой и социальной политики на региональном уровне, которую проводит заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам.

Важнейшей задачей в ходе проводимой реструктуризации является отработка новых технологических связей между образованными подразделениями. Для этой цели была создана специальная вертикаль во главе с Центром по технологической координации с подчинёнными ему технологическими службами. Их рождение было обусловлено реальными потребностями самой жизни, когда, например, необходимо было решать практические вопросы организации ремонтных «окон» в новой ситуации. Впоследствии Центром по технологической координации была начата большая работа по выработке регламентов взаимодействия различных подразделений, унификации нормативной базы, разработке новых технологических решений и др.

Проведённые преобразования потребовали новых знаний и подходов со стороны руководителей различного уровня. Для этого был создан Корпоративный университет, используется целый ряд других новаций для подготовки кадров.

В следующем году продолжится более детальное совершенствование новой структуры управления, а также отладка её работы.

Олег Сергеенко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30