25 октября 2021 23:40

Из Царского Села в будущее

Маленькая железная дорога положила начало созданию огромной сети стальных магистралей



Такие картинки из прошлого можно было увидеть в городе Пушкине

Весь минувший год прошёл под знаком 175-летия российских железных дорог. Поздравляя железнодорожников с этим большим юбилеем, Президент России Владимир Путин заметил, что железнодорожный транспорт – это не просто важнейшая отрасль экономики нашей страны, она является системообразующей. Так было и в ХIХ веке, когда она только формировалась, и в ХХ столетии – во время её интенсивного развития. Так происходит и в ХХI веке, конечно, на новой технологической базе.

Всё это продемонстрировала выставка железнодорожной техники, которая прошла осенью на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке. На ней был представлен как ретросостав, так и современные локомотивы и поезда. По ним можно проследить все этапы развития железнодорожной техники в нашей стране – от паровозов серий Ов, Эу, Су до современного электровоза 2ЭС10 «Гранит» и супермощного газотурбовоза.

На открытии выставки справедливо отмечено, что инновации невозможны без знания истории и технической культуры, без опыта предыдущих поколений. Поэтому отдали дань и прошлому. На вечную стоянку, на постамент, установили знаменитую «Лебедянку» – паровоз серии Л, который признан венцом отечественного грузового паровозостроения. Его проект разрабатывался конструкторами коломенского завода под руководством Льва Лебедянского в начале 1945 года. Именем главного конструктора и назван этот локомотив. Прогрессивные технические решения того времени предопределили его долгий век на железных дорогах – вплоть до середины 70-х годов прошлого века.

Паровозы долгое время были основной тяговой силой на железных дорогах, а затем их сменили тепловозы и электровозы. В Щербинке гости смогли увидеть в динамике движения и ретролокомотивы, ставшие уже музейными экспонатами, но остающиеся на ходу, и современный тяговый подвижной состав, используемый на сети железных дорог ОАО «РЖД». Это был настоящий парад мощной красивой техники! На глазах зрителей продемонстрировали свои возможности и путевые машины нового поколения, одна из них легко и быстро заменила звено железнодорожного пути. А в довершение всего участников и гостей выставки прокатили на «Ласточке», чтобы они по достоинству оценили и высокую скорость, и комфорт нового электропоезда. Кстати, именно такие «Ласточки» будут возить спортсменов и болельщиков, которые приедут к нам на зимнюю Олимпиаду в 2014 году.

Программа празднества включала в себя множество самых разнообразных мероприятий, которые проходили на всей сети железных дорог. Одним из них был торжественный запуск юбилейного поезда по Кольцевой линии Московского метрополитена. В вагонах разместили специальную экспозицию, посвящённую истории российских железных дорог. Там можно увидеть плакаты с историческими документами и рассказами о развитии и становлении железнодорожного транспорта: показаны первая Царскосельская дорога, великая Транссибирская магистраль и БАМ. А современные фотографии демонстрируют масштаб и величие стальных магистралей, красоту железнодорожных вокзалов, прекрасные лица тружеников дорог.

Как заметил на торжественной церемонии президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, железные дороги объединяют с метрополитеном не только рельсы и колёса, но и общая ответственность за безопасность и комфорт пассажиров. В результате работы компании и реализации её программ повышается скорость движения поездов, обновляется парк подвижного состава, появляются новые маршруты, в том числе международные, улучшается качество обслуживания пассажиров. Так, в рамках подготовки к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке было открыто интермодальное сообщение Владивосток – Аэропорт Кневичи. В День железнодорожника принял первых пассажиров новый вокзал – Казань-2.

А на Горьковской магистрали отмечался в этом году двойной юбилей – её 150-летие совпало со 175-летием российских железных дорог. И это вылилось в огромный красочный праздник, в котором приняло участие всё население Нижнего Новгорода.

В честь славной даты многие магистрали пригласили в гости знаменитых артистов, организовали театрализованные представления. Тысячи людей стали посетителями приуроченных к событию выставок. Так, например, в краеведческом музее Читы торжественно открыли Зал истории железных дорог. Там можно увидеть уникальные фотографии каторжан, работавших на стройке, запечатлено сооружение КВЖД и Кругобайкалки, рассказывается и о первом начальнике Забайкальской железной дороги Василии Оглоблине.

Ещё одним памятным мероприятием в рамках празднества стало специальное гашение почтового блока, посвящённого 175-летию железных дорог России. В церемонии, которая проходила в Санкт-Петербурге, принимали участие президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин и генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселёв.

Стоит заметить, что Россия одной из первых стран в мире поставила почту на рельсы. Первым почтовым маршрутом как раз и стала железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село. Новый вид транспорта значительно ускорил доставку почтовых отправлений. Пятнадцать лет спустя после открытия железнодорожного сообщения появились и первые почтовые вагоны. В каждом из них в то время был свой почтовый штемпель, которым удостоверяли факт доставки корреспонденции. На нём указывались станция прибытия письма, дата и даже время. Часто штемпели изготавливались прямо на месте. Были случаи, когда сделать это не успевали, тогда вместо штемпеля начальник станции ставил свою подпись. Так что у железных дорог с «Почтой России» давние и тесные связи. Петербургский Главпочтамт в память об этом выпустил к юбилею праздничный штемпель, почтовые блоки и конверты. Тираж – 85 тысяч. Первые гашёные конверты были переданы в музеи железнодорожного транспорта.

А в день 175-летнего юбилея была сделана своего рода историческая реконструкция открытия железнодорожного сообщения в России.

С Витебского вокзала Санкт-Петербурга 30 октября под звук станционного колокола отправился в Царское Село (ныне город Пушкин) специальный ретропоезд. Именно по этому маршруту 175 лет назад паровоз «Проворный» вёл состав из нескольких вагонов по Царскосельской «чугунке». В них ехали представители царской фамилии и городской знати. А пассажирами нашего ретропоезда были труженики Октябрьской магистрали, воспитанники детских домов, юные железнодорожники с Малой Октябрьской железной дороги и ветераны.

В Пушкине их встретили звуками праздничного оркестра и театрализованным представлением, во время которого исторические персонажи обсуждали целесообразность строительства железной дороги и в итоге было принято важнейшее решение: «Железной дороге в России быть!»

На Витебском вокзале и в городе Пушкине в этот день мальчишки раздавали экземпляры специального выпуска газеты «Северная пчела», повествующего об открытии первой железной дороги в России и дальнейшем развитии железнодорожного транспорта в нашей стране.

С тех пор важнейшая отрасль страны проделала огромный путь. Путь из прошлого в будущее.

Татьяна Никитина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31