26 октября 2021 00:09

Вопрос дня

Следует ли операторам составлять свой единый отраслевой реестр недобросовестных участников рынка?


Алексей Васильев, заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД»:
– Такой реестр мог бы составляться исключительно в рамках работы саморегулируемой организации операторов. Законодательство говорит, что такая организация располагает уставом, который обязывает её участников придерживаться определённых правил в своей работе как условие нахождения в ней. И, как следствие, даёт право обладать определённым, законодательно закреплённым статусом. Если условием получения статуса оператора будет обязательное участие компании в такой структуре, то тогда ведение реестра недобросовестных структур возможно и желательно.
Данная структура, руководствуясь единым уставом и общими для всех участников правилами нахождения, имеет право оценивать их деятельность на предмет добросовестности работы. В противном случае такие реестры будет вести кто угодно, но ценность их будет нулевая. Если же будет принят принцип составления реестров в рамках СРО, то польза от такой практики очевидна: резко повысятся дисциплина операторов, качество их услуг и, как следствие, вырастут конкурентоспособность и привлекательность для клиента всей отрасли.

Андрей Громовой, генеральный директор ООО «Промнерудтранс»:
– В принципе, на неформальном уровне операторы и так в основном знают потенциал друг друга и степень взаимной надёжности. Их клиенты тоже имеют представление, какие компании надёжны, а какие могут подвести. Поэтому необходимость создания такого реестра неочевидна. Чтобы у такого реестра был статус официального документа-индикатора, должны быть критерии оценки добросовестности оператора, закреплённые на нормативном и методологическом уровне. Если же группа операторов-энтузиастов сами создадут, например, какой-либо сайт, где бы публично давали оценки другим компаниям, то это будет некорректно и неграмотно и может рассматриваться как инструмент ведения нечестной конкуренции.

Юрий Лопусов, генеральный директор ООО «Логистический оператор»:
– Точно можно сказать, что такие реестры не нужны, тем более в условиях рыночной экономики. У каждой компании должна быть своя служба оценки внешних и внутренних рисков ведения производственной деятельности. Кроме того, существуют коммерческие суды, куда оператор может обратиться, если сочтёт, что были нарушены его права. Поэтому я данную идею не поддерживаю.

Илья Дудинский, генеральный директор группы Rail Garant:
– От такого реестра могла бы быть польза в одном случае – если его будет составлять СРО, а не сами операторы поодиночке либо своими объединениями. Стоило бы на договорной основе вести обмен реестрами недобросовестных участников с организациями близких железной дороге отраслей – транспортного машиностроения, металлургов, угольщиков. Ведь не только операторы допускают брак в своей работе. Если мы сами публично говорим нашим партнёрам через подобный реестр о том, с кем из нас можно работать, а с кем нет, мы имеем право получать такую же информацию и от них. Например, нам было бы очень интересно, если будет предоставляться операторам реестр недобросовестных вагоностроителей, ремонтных компаний, поставщиков комплектующих.

Фарид Хусаинов, заместитель председателя Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава:
– У такого реестра были бы для операторов и положительные, и отрицательные стороны. Положительные: мы бы знали, кто из нашей среды может начать играть не по правилам, нарушать договорённости. Негатив же состоит в том, что с попаданием в реестр неблагонадёжных компаний оператор резко потеряет свою привлекательность для клиента. Я считаю, что если такие реестры будут созданы, то этот процесс должен направляться не сверху, а снизу, правила и критерии оценки недобросовестности операторов должны вырабатывать они сами. Причём этот реестр не должен составляться анонимно. Его должна подавать какая-либо авторитетная организация, чья компетенция и неангажированность сомнений у рынка не вызывают. Как вариант возможно сотрудничество с серьёзным, крупным, имеющим многолетнюю положительную репутацию международным рейтинговым агентством.

Владимир Савчук, руководитель департамента отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем транспортных монополий:
– Создание реестра недобросовестных экспедиторов потенциально полезно, но надо учитывать, что есть множество сценариев реализации этой идеи.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31