17 октября 2021 08:24

Досадная помеха

Сложность документов тормозит внедрение бережливого производства

Внедрение методов бережливого производства подразумевает участие в рационализаторском движении самого широкого круга сотрудников компании. Но работник только тогда стремится к улучшениям, когда видит, что его полезные предложения немедленно получают оценку, в том числе и материальную.

Владимир Гречко, инженер ОПМС-19 Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути
Но документы, регламентирующие оформление рацпредложения, по моему мнению, далеки от совершенства.

В них, то есть в «Методических рекомендациях по расчёту экономической эффективности новой техники и технологии, объектов интеллектуальной собственности и рационализаторских предложений» № 2538р от 28 ноября 2008 года и в «Положении о рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» № 1165 от 28 января 2010 года, мы видим сложные даже для экономиста методики расчётов, обилие заполняемых форм и поставленных условий.

Так, не понятно, почему от начала использования рацпредложения до составления справки о его фактическом использовании, то есть собственно оформления рацпредложения, должен пройти целый год. Если это сделано для определения объёма изготовленной за год продукции, то подобное возможно далеко не для всякого вида производства. К примеру, слесарь усовершенствовал инструмент для ремонта котельного оборудования депо. Невозможно определить, сколько единиц подвижного состава было отремонтировано при участии этого оборудования.

А по методике оценки годового экономического эффекта от внедрения рацпредложения, изложенной в «Методических рекомендациях…», в случае, когда рацпредложение создаёт экономический эффект, производственнику не только рассчитать, но и понять что-либо невозможно. Так, уравнение, определяющее «чистый дисконтный доход» (какой изящный термин, как раз для слесаря), конечно, простенькое, но от космической казуистики входящих в него слагаемых просто оторопь берёт.

Поэтому реально 100% рацпредложений, чтобы получить хоть какое-то вознаграждение, в организациях оформляются как не создающие экономии. Так хоть что-то можно посчитать. В результате работники недополучают премии, а компания не имеет достоверных данных по экономическому эффекту от рационализаторской деятельности.

Кроме того, в двух регламентирующих документах есть явные разночтения. Например, при расчёте размера вознаграждения, когда рацпредложение не создаёт экономии, в уравнении В = К1 х К2 х К3 х 2000 число 2000 толкуется в «Методических указаниях…» как МРОТ в ОАО «РЖД», а в «Положении…» – как какой-то загадочный «коэффициент объёма использования рационализаторского предложения». Да и таблицам с К1, К2, К3, на мой взгляд, недостаёт прозрачности.

При расчёте размера вознаграждения за рацпредложение нужна лаконичная, понятная каждому производственнику инструкция с доходчивым комментарием и примерами расчётов для разных предприятий, служб и видов производства. Необходимо сократить и количество заполняемых форм, сейчас их десять. Поэтому «Распоряжение об организации рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» должно быть написано при участии инженеров, техников и рабочих производственных организаций ОАО «РЖД».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31