13 апреля 2021 03:50

Адрес в норме

Маршрутные отправки и месячное планирование снизили просрочку доставки грузов

Ноябрь вслед за октябрём не порадовал высокими темпами роста погрузки. В прошлом месяце среднесуточно на сети отгружалось 3,54 млн тонн, что лишь на 1,5% выше, чем в ноябре прошлого года. И это довольно низкая динамика, хотя и на 0,2% с превышением октябрьских темпов.

В целом же динамика погрузки в четвёртом квартале существенно снизилась. Особенно заметно замедление во внутрироссийском сообщении на фоне значительного экспортного ускорения. Так, по данным ЦФТО, если в сентябре внутри страны прирост к прошлому году составил 4,3%, то в октябре – 1,1%, а в ноябре он уже отрицательный – 0,9%. Погрузка же в экспортном сообщении сохраняет положительную динамику, что частично компенсирует потери во внутренних перевозках.

По данным ЦФТО, при общем падении погрузки за январь – ноябрь на 5,1% к 2007 году экспорт вырос на 6,4%. Более того, через припортовые станции перевезено грузов больше на 32,3%, чем пятью годами ранее, в то время как через сухопутные погранпереходы грузопотоки иссякли на 16,6%.

В сравнении же с прошлым годом по итогам 11 месяцев отличились Юго-Восточная, Куйбышевская и Южно-Уральская дороги, где прирост погрузки составил соответственно 6,3%, 8,5% и 7,5%.

В ноябре на 6% ниже плана отгружалось строительных грузов, на 2,1% – лесных грузов, почти на 4% – цемента, на 2,6% – лома чёрных металлов.

К сожалению, замедление роста промпроизводства, недофинансирование в строительной отрасли, снижение спроса на чёрные металлы и металлолом приводят к отказам грузоотправителей от ранее заявленных объёмов данных номенклатур.

В ноябре на сети особенно ощутимо было отставание в погрузке строительных грузов. Весьма существенными были потери стройматериалов на Октябрьской и Свердловской. Как сообщили в ЦФТО, снижение погрузки этой номенклатуры в ноябре 2012 года к прошлому месяцу составило 20,3%, а вот к аналогичному периоду прошлого года отмечен рост на 2,1%. Сезонный фактор снижения погрузки на нужды стройкомплекса был усугублен участившимися случаями неоплаты со стороны потребителей инертных грузов.

В некоторой степени удалось перекрыть потери строительных, металлургических и других грузов за счёт рекордной погрузки угля на Западно-Сибирской дороге.

Рост погрузки каменного угля в ноябре там составил 7,5% к уровню 2011 года, что произошло из-за стабильно высокого спроса на российский уголь со стороны стран-импортёров. В то же время в ноябре к уровню октября на дороге отмечено небольшое сезонное снижение погрузки каменного угля на 0,6%, несмотря на рост экспортных отправок на 3,1%.

В ноябре объём погрузки чёрных металлов на сети оказался ниже на 1,5%, чем в прошлом году. В сравнении с предыдущим октябрём снижение ещё больше – на 2,6%. Как сообщили в ЦФТО, основная причина падения – нестабильность спроса на экспортных рынках металла и снижение спроса внутри страны со стороны трубной отрасли, где завершён ряд крупных проектов.

К сожалению, и в ноябре не была преодолена тенденция хронического невыполнения плановых значений качественных показателей эксплуатационной работы. План по участковой скорости оказался недовыполненным на 11,8%, по обороту вагона – на 1,8%. При этом план по среднесуточной производительности локомотива с начала года выполнили Октябрьская, Калининградская, Горьковская, Северная, Красноярская и Свердловская дороги. Все они, кроме ГЖД и СвЖД, а также Западно-Сибирская справились с заданием по участковой скорости.

К положительным моментам ноября необходимо отнести продолжение снижения доли вагонов, прибывших с нарушением срока доставки. В ноябре этот показатель уменьшился ещё на 2%. Наибольший процент снижения доли вагонов, прибывших с просрочкой, достигнут на Северо-Кавказской (–18,3%), Московской (–9,9%), Южно-Уральской (–9,3%), Юго-Восточной (–6%), Дальневосточной (–5,8) и Свердловской (–5,8%) дорогах.

Сейчас вплотную решением вопросов увеличения скорости и сокращения сроков доставки грузов и порожних собственных вагонов занялись дорожные рабочие группы, которые возглавили первые заместители начальников дорог.

Сокращение доли отправок, прибывающих с просрочкой, в ЦФТО объясняют ростом во втором полугодии доли маршрутных отправок и применением методов месячного планирования погрузки с заадресовкой порожних вагонов в соответствии с нормами техплана. Значит, сокращается число претензий к ОАО «РЖД» по уплате пени за просрочку доставки грузов, снижаются и суммы пени.

Позволит существенно повысить качество и эффективность работы ОАО «РЖД» и унификация тарифов. Введённая с 1 ноября на пробег порожних вагонов, она позволяет увеличить коэффициент сдвоенных операций – один из ключевых показателей использования вагонов. Как следствие, можно ожидать сокращения встречного порожнего пробега однородного подвижного состава и процента порожнего пробега вагонов.

В минувшем месяце, как и в октябре, продолжили снижение и темпы роста грузооборота – на 1,4%. В то же время по итогам 11 месяцев этот показатель выше нежели рост погрузки и составил 3,4%.

В ноябре, помимо погрузки, замедлилась и динамика роста пассажирооборота по инфраструктуре ОАО «РЖД». Прирост составил всего 1,6%, в то время как в целом за 11 месяцев – 3,6%.

При этом в дальнем следовании в ноябре пассажирооборот увеличен лишь на 0,2%, хотя за 11 месяцев он выше (+2,4%). Хороший прирост пассажирооборота в ноябре в пригородном сообщении (+6,3%), а с начала года он ещё выше (+8,1%).

В то же время обильные снегопады в центре России привели к ряду проблем, в частности в пригородном комплексе Московского узла. Ступеньки мостов на ряде станций оказались под наледью, а значит, стали травмоопасными. Президент компании Владимир Якунин обязал и впредь уделять этой проблеме повышенное внимание. Задача одна – нареканий со стороны пассажиров быть не должно. Тем более что зима ещё впереди.

Отдел эксплуатационной работы транспорта


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30