11 апреля 2021 22:48

Могучая когорта

В ауре редакции скрывалась некая тайна, влияющая на литературное творчество



Здесь творили выдающиеся писатели (второй и третий справа – Илья Ильф и Евгений Петров)

В 20-е годы прошлого века в столицу хлынул поток ярких, талантливых и очень разных писателей. В том числе целый «десант» из Одессы.

Первым был Валентин Катаев, вслед за ним, а во многом благодаря ему, в Москву потянулись другие: Юрий Олеша – в то время первый одесский поэт, а также Эдуард Багрицкий, Исаак Бабель... Оказался в Москве и Илья Ильф.

Одесская компания почти вся осела в «Гудке», все были молоды, отчаянно бедны и жаждали славы. Новые газеты и журналы рождались каждый день, острые перья были нарасхват. Однако именно «Гудок» способствовал становлению талантов. Юрий Олеша стал знаменитым на всю страну Зубилом – так он подписывал стихотворные фельетоны. Приобрёл популярность Старик Саббакин – Валентин Катаев. Став штатным фельетонистом, набивал руку Михаил Булгаков, имевший множество псевдонимов, в том числе и такой провокационный – Г.П. Ухов.

Чтобы представить творческую атмосферу в тогдашнем «Гудке», перелистаем страницы воспоминаний Константина Паустовского.
«В комнате за длинными редакционными столами сидели самые весёлые и едкие люди в тогдашней Москве – сотрудники «Гудка» Илья Ильф, Олеша, Булгаков и Гехт. Склонившись над столами и посмеиваясь, они что-то быстро писали на узких полосках бумаги, на так называемых гранках.

В этой комнате готовили последнюю, четвёртую полосу газеты «Гудок». Для неё из каждого письма делали короткий и талантливый рассказ – то насмешливый, то невероятно смешной, то гневный, а в редких случаях трогательный. В то время никто ещё не подозревал, что в этой комнате собралась «могучая когорта» (так они себя шутливо называли) молодых писателей, которые вскоре завоюют широкую известность».

Илья Ильф в соавторстве с гудковцем Евгением Петровым напишет «12 стульев» и «Золотого телёнка».

Валентин Катаев, сотрудничавший с «Гудком» и подаривший своему брату Евгению Петрову и его другу Илье Ильфу сюжет романа «12 стульев», прославится как писатель, поэт и драматург, создатель нового литературного стиля «мовизм».

Михаил Булгаков сразу же после работы в «Гудке» напишет роман «Белая гвардия», а на его основе – пьесу «Дни Турбиных». Спектакль, поставленный по ней во МХАТе, Сталин смотрел 17 раз.

Юрий Олеша, печатавший в газете сатирические стихи под псевдонимом Зубило, станет автором романа-сказки «Три толстяка».

Получит мировое признание и бывший сотрудник газеты Константин Паустовский. Он был в числе кандидатов на Нобелевскую премию. Сама Марлен Дитрих, прочтя только один его рассказ «Телеграмма», встала перед писателем на колени и поцеловала ему руку.

Как замечательный русский поэт прославится Арсений Тарковский, начинавший в «Гудке» (1924 год) в качестве автора стихотворных фельетонов…

Свои книги будущие писатели создавали, по свидетельству Валентина Катаева, «по вечерам и ночам, а днём строчили на полосках газетных срывов статьи, заметки, маленькие фельетоны, стихи, политические памфлеты, обрабатывали читательские письма…»

Большинство очевидцев тех лет сходятся на том, что в ауре «Гудка» изначально скрывалась некая тайна, способствовавшая зарождению и выращиванию выдающихся литераторов.

Между тем литературная традиция в редакции продолжалась. В разные годы с газетой были прочно связаны имена Максима Горького, Владимира Маяковского, Демьяна Бедного, Эдуарда Багрицкого, Самуила Маршака, Всеволода Иванова, Мариэтты Шагинян, Анри Барбюса и многих других. Одни были штатными сотрудниками, другие – надёжными партнёрами, постоянными авторами «Гудка», который по праву может гордиться своей дружбой с ними. И в этом заслуги «Гудка» перед отечественной культурой выглядят весомо.

Юрий Синяков

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30