16 апреля 2021 05:43

Наша цель – быть лучшей железнодорожной компанией в мире

Окончание. Начало см. на 3-й и 4-й полосе




Инновации

Проводимая в настоящее время инновационная политика ОАО «РЖД» ориентирована на применение прогрессивных технологий с целью достижения экономической эффективности и создания обновлённой технологической базы для устойчивой работы компании. ОАО «РЖД» планомерно реализует программу инновационного развития, которая одобрена правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям и принята советом директоров в 2011 году. В текущем году на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было направлено более 7 млрд руб. Это 0,54% от выручки компании, что полностью соответствует аналогичным расходам по соизмеримым компаниям за рубежом. Необходимо отметить, что сегодня производство железнодорожного подвижного состава осуществляют 22 головных предприятия и более 500 смежников. Темпы роста железнодорожного машиностроения опережают рост объёмов машиностроения в целом. Значительный вклад в разработку инновационной техники вносят созданные совместно с ведущими мировыми производителями инжиниринговые центры.

Серьёзное инновационное направление в компании сформировано по повышению уровня энергетической и экологической эффективности. Подтверждением тому являются данные последних отчётов Международного энергетического агентства, Международного союза железных дорог о лидерстве РЖД по энергетической эффективности среди ведущих железных дорог мира.

За последние годы многие инновационные решения созданы в сфере развития интеллектуальных систем управления перевозочным процессом, управления качеством услуг, мониторинга состояния основных средств и производственных процессов.

Продолжалось внедрение инновационных технологий и решений, направленных на усиление конструкции верхнего строения пути и продления его срока службы.

Мы приняли и реализуем пятилетнюю программу по обновлению путевой техники, что позволит кардинально повысить эффективность и производительность выполняемых работ.

В следующем году необходимо активизировать внедрение инновационных разработок в деятельность основных производственных дирекций, переход от опытной эксплуатации к сетевому масштабированию.


Инвестиции

В уходящем году компания использовала все собственные возможности и ресурсы для увеличения инвестиционной программы. Прогнозируемое выполнение – 481,6 млрд руб. Это на 86,2 млрд руб. больше уровня прошлого года.

Закуплено 532 локомотива и 475 единиц моторвагонного подвижного состава. Введено 96 км станционных путей, 132 км электрификации, 118 км вторых путей. Но хочу обратить внимание, что в Китае в текущем году будет построено около 6000 км путей, а по протяжённости электрифицированных линий Китай выходит на 1-е место, опережая Россию.

В 2012 году продолжалась реализация ранее начатых проектов, направленных на увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети и ликвидацию «узких» мест.

Активизированы проекты развития инфраструктуры Московского железнодорожного узла при поддержке Правительства РФ. Завершено строительство нового Кузнецовского тоннеля, финансирование которого осуществлялось с использованием средств Инвестфонда РФ.

Однако, несмотря на то, что в текущем году объём инвестиционной программы компании более чем на 20% превысил сумму 2011 года, в сопоставимых ценах инвестпрограмма ниже, чем в 2008 году, когда был достигнут максимальный уровень инвестирования.

В целом же мы имеем колоссальный дефицит средств, результатами которого являются сохранение катастрофического уровня износа основных фондов и отставание темпов расширения инфраструктуры от объективных потребностей.

С учётом сформированных источников финансирования инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2013 год составит 411,4 млрд руб.

Следует отметить, что холдинг «РЖД», являясь крупнейшим потребителем продукции отечественной промышленности, решает, на наш взгляд, и государственную задачу – своими заказами он генерирует весомый мультипликативный эффект, стимулируя развитие производства в стране, создание новых предприятий и рабочих мест.

Цифры говорят сами за себя. В трёхлетней инвестпрограмме ОАО «РЖД» предусмотрены значительные средства на обновление парка тягового подвижного состава: в частности, в 2013 году мы намерены купить около 770 машин. Это практически вся производственная программа отечественного транспортного машиностроения.

Безусловно, направить дополнительные средства на инвестиции в 2012 году удалось только благодаря реализованным мерам по повышению внутренней эффективности и эффективной заёмной политике ОАО «РЖД».

Рост себестоимости железнодорожных перевозок в 2012 году (в сопоставимых условиях) оценивается на уровне 3,5%, что значительно ниже прогнозируемой инфляции в стране.

В финансовом плане на предстоящий трёхлетний период мы поставили перед собой задачу и в дальнейшем оптимизировать издержки на 24–25 млрд руб. ежегодно. Поэтому приоритетной задачей каждой дирекции, каждого филиала и дочернего общества должно стать повышение эффективности деятельности на основе роста производительности использования всех ресурсов, производительности труда.


Заимствования

Для исполнения финансового плана ОАО «РЖД» привлекало в 2012 году заёмные средства на российских и зарубежных рынках капитала. Причём компания осуществляет эти привлечения лучше, чем любая частная или принадлежащая государству компания.

Наши размещения стали знаковыми и установили новые ориентиры для российских заёмщиков по срокам и стоимости капитала. И тем не менее самое лучшее заимствование – это 4,05% годовых. С точки зрения размещения резервных средств, которые размещаются в том числе и в облигациях иностранных государств, вывод напрашивается сам собой: зачем нам брать там под 4%, если мы можем занимать у своего собственного правительства, хотя бы даже за такие же деньги. Мне кажется, что и правительству это было бы выгоднее, чем размещать там под 2,2%.

По состоянию на конец текущего года финансовый долг ОАО «РЖД» составит порядка 430 млрд руб., а до 2015 года увеличится ещё на 390 млрд руб.


Недофинансирование

Компания продолжит использовать все механизмы для финансирования инвестиций. Но только собственных возможностей холдинга для решения копившихся десятилетиями проблем недостаточно. И уж тем более за счёт внутренних источников невозможно реализовывать инфраструктурные проекты масштаба БАМа или развитие инфраструктуры в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году.

По заказу компании целая группа научных организаций в текущем году на основе прогрессивного модельного комплекса с использованием межотраслевого баланса работала над оценкой последствий недофинансирования железнодорожной инфраструктуры.

Выводы: из-за ограничения роста железнодорожных перевозок за период до 2020 года совокупные потери ВВП могут составить от 5,5 до 6,4 трлн руб. (в зависимости от варианта), а потери бюджетной системы – от 1,3 до 1,5 трлн руб.

При этом финансовые вложения государства в транспортную инфраструктуру являются одним из ключевых инструментов развития экономики и важной частью антикризисной государственной политики. Этот инструмент активно используется такими странами, как Франция, Германия, Австрия, Англия, Китай.

В этой связи хочу привести некоторые данные. В последнее время во всём мире активизировался процесс формирования новой глобальной и государственной железнодорожной политики. В Европейском союзе при разработке Транспортной стратегии до 2050 года и подготовке четвёртого железнодорожного пакета усилилась дискуссия о стратегии развития и реформирования железнодорожного транспорта.

Одним из краеугольных вопросов стало возрастающее понимание нецелесообразности и неэффективности организационного разделения инфраструктуры и перевозок.

Проведённые по заказу Европейской комиссии и европейского железнодорожного сообщества исследования показали, что нет «доказательств роста эффективности функционирования железнодорожной системы при разделении инфраструктуры и перевозок и искусственном развитии конкуренции».

Так, Институт транспортных исследований Университета Лидса пришёл к выводу: «Нет никакого свидетельства поддержки взгляда, что от всех стран – участниц Европейского союза требуется полное отделение инфраструктуры от железнодорожных перевозок».

Результаты недавно завершённого группой европейских учёных исследования экономических эффектов вертикального разделения в железнодорожном секторе дают ещё более серьёзные оценки рисков разделения. Например, установлено – приведу несколько цитат:
«Хотя вертикальное разделение не оказывает большого влияния на издержки при невысоких уровнях густоты железнодорожных перевозок, при высокой интенсивности перевозок оно приводит к росту издержек».
«Решение о вертикальном разделении во всей Европе приведёт к увеличению издержек как минимум на 5,8 млрд евро в год».
«Разделение – потенциальный источник опасных рассогласований».

Полученный практический опыт реформ и дробления железнодорожной отрасли в совокупности с результатами научных работ уже стал основой для принятия политических решений отдельными странами.

Министр по делам транспорта Франции г-н Фредерик Кювийе так охарактеризовал предстоящие изменения: «Мы решили создать единое объединение по управлению инфраструктурой. В него войдут RFF (государственный инфраструктурный менеджер, отделённый в 1997 году от SNCF), Дирекция по организации железнодорожного движения, железнодорожники компании SNCF Infra, которые осуществляют техническое обслуживание сети. Всё это будет прикреплено к SNCF в рамках единого железнодорожного кластера».

Не меньшее внимание уделяется повышению роли железнодорожного транспорта как наиболее экологичного, массового, безопасного способа перевозок грузов и пассажиров.

Так, в Европе поставлена задача переключить с автомобильного на железнодорожный и внутренний водный транспорт к 2030 году 30% перевозок грузов на расстояние свыше 300 км, а к 2050 году – 50%. Кроме того, стоят масштабные задачи по развитию Европейских железнодорожных коридоров, расширению сети высокоскоростных линий, росту объёмов перевозок рельсовым транспортом в агломерациях.

Даже в США активизировались планы по развитию высокоскоростных железнодорожных коридоров между ключевыми экономическими центрами страны. Кроме того, обсуждается вопрос изыскания в период до 2030 года более $100 млрд на развитие грузовой инфраструктуры дополнительно к инвестициям, которые могут обеспечить железнодорожные компании.

Беспрецедентные темпы развития железнодорожной отрасли наблюдаются и в развивающихся странах, в странах БРИКC.

В частности, президент Бразилии г-жа Дилма Руссефф, выступая на заседании Генеральной ассамблеи Международного союза железных дорог 12 декабря текущего года в Париже, презентовала основные положения масштабной программы.

В соответствии с принятыми решениями в Бразилии будет построено более 10 тыс. км линий для обеспечения связи ключевых регионов страны и портов. Но, как было отмечено, этого для Бразилии недостаточно, и ввод в эксплуатацию этих новых линий для грузовых перевозок будет только первым этапом.

Кроме того, планируется строительство высокоскоростной линии между Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, которая станет первой в Латинской Америке.

Столь детальный обзор трансформации железнодорожной политики многих государств мира свидетельствует о существенном повышении значимости вклада железнодорожного сектора в развитие экономики и серьёзной работе по определению лучших моделей реформирования отрасли.

В итоге результаты проводимых компанией и нашими научными партнёрами исследований полностью совпадают с мировыми тенденциями. И мы неоднократно в цифрах обосновывали свои предложения. Мы говорили об экономических потерях при полном организационном разделении инфраструктуры и перевозок и развитии конкуренции перевозчиков «на маршруте».

Считаю, что в настоящее время совокупность мирового опыта и национальных аналитических и научных данных представляют руководству страны, правительству Российской Федерации достаточную базу аргументов для принятия долгосрочных решений по развитию железных дорог и увеличению объёмов вложений в инфраструктуру. Мы со своей стороны внесли все необходимые предложения для того, чтобы они могли быть рассмотрены.

Не могу в этой связи не обратиться к Посланию Президента Российской Федерации В.В. Путина, который, в частности, отметил: «Наши национальные накопления должны работать в стране и на страну… После того как Резервный фонд превысит 7 % ВВП, мы можем направлять половину доходов сверх этого уровня в российскую экономику, главным образом в инфраструктурные проекты… Важнейший приоритет развития – это региональная авиация, а также морские порты, Северный морской путь, БАМ, Транссиб, другие транзитные коридоры. Обо всём этом нужно не только думать, над всем этим нужно настойчиво работать. Нам нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории».

Таким образом, следующий год необходимо сделать переломным с точки зрения решения вопросов по обновлению и развитию железнодорожной инфраструктуры. Свои предложения и по так называемым инфраструктурным облигациям, и по использованию средств пенсионных резервов и средств фонда будущих поколений мы направили в правительство.


Кадры и социальная политика

Вопросы долгосрочного устойчивого развития волнуют нас и с точки зрения крупного работодателя. В холдинге работают более 1,2 млн железнодорожников, растущий потребительский спрос которых ежегодно даёт прибавку в ВВП России на 0,6%. Это главный актив компании. Эффективное управление персоналом является ключевым условием решения стратегических и операционных задач, стоящих перед ОАО «РЖД».

В условиях внедрения новой системы управления холдинга ключевое внимание уделяется развитию новых инструментов и механизмов внутрикорпоративных коммуникаций. В этом году в компании на всех уровнях управления впервые был проведён общекорпоративный День информирования, в котором приняли участие почти 200 тыс. человек. Значительная работа была проведена в области выстраивания эффективных механизмов формирования и управления единым кадровым резервом холдинга «РЖД».


Молодёжная политика

Продолжается системная работа по реализации единой корпоративной молодёжной политики, являющейся одним из ключевых инструментов развития кадрового потенциала компании. При этом существенно возросло количество инициируемых молодёжью предложений и проектов, направленных на повышение эффективности деятельности компании. А по возрастному составу молодёжь до 30 лет достигла 28% в общем количестве работающих.

Прошедший в сентябре 2012 года VI Слёт молодёжи ОАО «РЖД» показал, что в компании сформирован достаточно мощный молодёжный актив, готовый и способный быть эффективным проводником осуществляемых преобразований.


Коллективный договор

Несмотря на масштабность изменений, ОАО «РЖД» сохранило статус стабильной социально-ответственной компании, выполнив все обязательства, закреплённые в Коллективном договоре. Мы исходим из того, что это не просто расходы бюджета, это инвестиции в будущее развитие компании.

В соответствии с Коллективным договором заработная плата работников была проиндексирована, исходя из роста потребительских цен, в марте – на 0,7%, в октябре – на 5,2%.

Среднемесячная заработная плата работников ОАО «РЖД», занятых на перевозках, в 2012 году составила около 36 тыс. руб., что на 7,5% выше уровня 2011 года. А если говорить о реальном росте, то это 2,2% при росте производительности труда в 4%. Это соотношение – превышение роста производительности труда над ростом заработной платы – является обязательным условием для такого повышения.

Вместе с тем наблюдается отставание темпов роста реальной заработной платы в ОАО «РЖД» от средних по стране, что привело к снижению конкурентоспособности заработной платы железнодорожников. Соотношение заработной платы работников компании, занятых на перевозках, со средней по стране снизилось с 1,43 раза в 2011 году до 1,35 раза в 2012 году. Понятно, почему это происходит. Потому что, как говорил первый вице-премьер И.И. Шувалов, мы – едва ли не единственная компания, которая выполняет установки по этому эффективному экономическому управлению, когда рост производительности труда должен превосходить рост заработной платы. Там, где этого не происходит, не только «съедается» то, что зарабатывается, но и залезают в долговой карман.


Здравоохранение

Традиционно большое внимание компания уделяет вопросам здравоохранения. На сегодняшний день в 75 регионах России расположено 234 негосударственных учреждения здравоохранения ОАО «РЖД». На 5 железных дорогах работают передвижные консультативно-диагностические центры, которые уже губернаторами многих областей начинают включаться в систему обязательного медицинского страхования.

В уходящем году в Ростове-на-Дону состоялся 3-й Съезд врачей железнодорожного транспорта России. Итогом стало, в частности, обращение в адрес Правительства РФ с предложением о развитии производственной медицины, что позволит обеспечить продление профессионального долголетия.

Говоря о социальной ответственности компании, хочу вспомнить о трагедии, произошедшей в июле в Краснодарском крае, – крупнейшем наводнении, унёсшем жизни десятков людей.

Именно в этой чрезвычайной ситуации работники нашей компании проявили как истинно человеческие, так и высокие профессиональные качества.

В 2013 году необходимо обеспечить:
– нацеленность коллективов, в том числе молодых работников компании, на участие в решении корпоративных задач на местах;
– укрепление корпоративного духа единства, корпоративной культуры. Благодаря этому ОАО «РЖД» сможет улучшить результаты деятельности и по-настоящему гордиться ими.

Следующий год ожидается нелёгким – с учётом динамики макроэкономических показателей и в мире, и в России. Мы видим риск замедления темпов роста экономики. Её развитие в 2013 году пойдёт скорее по консервативному (а, возможно, и негативному) сценарию, чем по базовому, или, по терминологии Министерства экономического развития – умеренно-оптимистичному сценарию.

Это диктует необходимость всему управленческому персоналу компании выстраивать работу более чётко (в том числе используя антикризисные меры во всех видах деятельности), всем сотрудникам предельно ответственно относиться к ресурсам – их не так много.

В завершение своего выступления хотел бы всех поздравить с наступающим Новым годом! Он, может быть, будет и сложным, возможно, тяжёлым. Но тем не менее нам его предстоит прожить. И прожить его надо таким образом, чтобы в следующем отчётном периоде нам было что предъявить нашим контролёрам, нашему обществу и чтобы оценка по этому поводу была достойной. Именно с этой точки зрения мы выстраиваем свою работу. Я с гордостью могу сообщить, что за безупречный труд и гражданский подвиг 50 работникам компании вручены государственные награды. А за чёткость и оперативность действий в экстремальной ситуации, проявленный героизм, самоотверженность в условиях, сопряжённых с риском для жизни, Орденом мужества награждена локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Дербент Северо-Кавказской железной дороги в составе машиниста электровоза Видади Джафаровича Касимова и помощника машиниста Андрея Евгеньевича Корнева. Это у нас уже третья награда – орден Мужества – в мирной жизни.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30