19 апреля 2021 03:12

Наша цель – быть лучшей железнодорожной компанией в мире

Доклад президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» 17 декабря 2012 года



Уважаемые товарищи железнодорожники!
Уважаемые коллеги!

Прежде всего я хотел бы поблагодарить миллионный коллектив российских железнодорожников, а также представителей 19 отраслей экономики, которые помогли нам в реализации тех задач, которые были сформулированы правительством, утверждены советом директоров для ОАО «РЖД». Мы глубоко признательны главам государства и Правительства РФ за постоянное внимание к насущным проблемам отрасли.

Уходящий год прошёл под знаком 175-летнего юбилея Российских железных дорог – этот символический рубеж отмечался на сети очень широко. За свою многолетнюю историю железные дороги России стали символом надёжности, постоянного движения вперёд и стремления к развитию, а профессия железнодорожника и по сей день остаётся одной из самых уважаемых, востребованных и почётных в нашей стране. У нас есть знания, опыт, стремление развиваться в лучших традициях железнодорожного транспорта с учётом современных научно-технических достижений и используя передовые экспертно-информационные системы, лучшие, проверенные международной практикой модели управления.

Наша миссия – обеспечение потребностей общества в железнодорожных транспортных перевозках на основе высокой производительности труда, финансово-экономической эффективности, безопасности перевозок и ответственной социальной политики. Наша цель – быть лучшей железнодорожной транспортно-логистической компанией в мире.

Перед компанией ставились масштабные задачи по целому ряду направлений – в своём докладе я остановлюсь на выполнении главных из них.


О совершенствовании управления в холдинге

Важнейшим приоритетом в уходящем году являлось создание новой системы корпоративного управления на основе совершенствования внутренних процессов и её соответствия новой структуре холдинга. Впервые за 175-летнюю историю Российских железных дорог осуществлён переход от преимущественно территориальной системы управления к матричной структуре, в которой ключевую роль играют общесетевые специализированные дирекции. Их деятельность координируется на центральном и региональном уровнях.

К 1 октября в результате перевода территориальных дирекций в состав Центральной дирекции инфраструктуры завершено формирование ключевого филиала инфраструктурного блока компании. Созданы вертикали управления по всем основным видам деятельности. Железные дороги перешли к функционированию в качестве региональных центров корпоративного управления (РЦКУ). На начальников железных дорог возложена ответственность за достижение общекорпоративных результатов и координацию деятельности холдинга в границах соответствующих территорий. Основной их задачей на предстоящий период являются выстраивание и укрепление горизонтальных связей между территориальными дирекциями, филиалами ОАО «РЖД» и дочерними компаниями, а также оптимизация непрофильных активов.

Не менее важно обеспечить радикальное увеличение внутренней эффективности, так как в складывающейся экономической ситуации возможности существенной государственной финансовой поддержки ограничены, а потенциал заимствований в ближайшие два года будет практически исчерпан. В связи с этим необходимо в опережающем режиме разрабатывать и реализовывать мероприятия по оптимизации расходов и наращиванию доходов, осваивать соответствующие инструменты и методы.

Мы должны продолжить работу в межрегиональных координационных советах, чтобы, выстраивая взаимодействие с региональными органами власти, грузовладельцами, представителями транспортного бизнеса, успешно и оперативно обеспечивать надёжную и эффективную работу в интересах всех участников рынка и российского общества в целом.


Структурная реформа

Существенным результатом реформы являются создание и устойчивое функционирование 85 дочерних обществ. Сейчас совокупные чистые активы ДЗО, долями и акциями которых владеет ОАО «РЖД», составляют около 0,5 трлн руб. В текущем году общая сумма денежных поступлений от продажи акций дочерних обществ должна составить около 76 млрд руб. А за последние три года общая сумма поступлений от продажи акций ДЗО достигла 237 млрд руб. При этом сделка по Первой грузовой компании стала крупнейшей в истории приватизации и составляет 175,5 млрд руб.

Продажа акций ДЗО создаёт условия для развития конкуренции в различных сегментах рынка железнодорожных перевозок и привлечения частного капитала. Это, с одной стороны, позволяет разово увеличивать источники финансирования инвестиционной программы, с другой – сокращает доходную базу компании на перспективу.

Как и раньше, ОАО «РЖД» на 100% исполнило принятые решения государства по вовлечению в этом году в коммерческий оборот непрофильного и неиспользуемого имущества на сумму около 7,3 млрд руб. На мой взгляд, это лучший ответ на вопрос о том, как правление компании использует инструмент приватизации в своей деятельности при поддержке Министерства транспорта РФ, других федеральных органов власти. С другой стороны, на основе глубокого изучения международного опыта и с привлечением мировых консультационных компаний мы активно отстаивали позицию взвешенного, эволюционного развития реформы и модернизации железнодорожного транспорта. Я об этом говорю потому, что в последнее время довольно много звучало упреков или упоминаний о том, что менеджмент компании, принадлежащей государству, неспособен по своей сути обеспечивать то реформирование, которое связано в том числе с приватизацией. Мне кажется, что эти данные являются вполне конкретным ответом на такие рассуждения.

Тем не менее в течение текущего года у нас шла дискуссия с ФАС России и рядом представителей транспортного сообщества о создании так называемой «коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок». Суть их предложения заключается в создании саморегулируемого некоммерческого партнёрства участников рынка железнодорожных грузовых перевозок, а также организации биржи перевозочных услуг. Мы отмечаем, и нас поддерживает Международный союз железных дорог, что железнодорожные перевозки не являются биржевым товаром. В мировой железнодорожной практике подобного опыта нет. Кроме того, многие эксперты полагают, что данные предложения не только не позволят решить существующие проблемы, но и приведут к разбалансированности всей работы железнодорожного транспорта.

Ключевой проблемой текущей ситуации на рынке стали пробелы в нормативном регулировании, а также в избыточности парка подвижного состава. По мнению ОАО «РЖД», «правовой вакуум» в части статуса оператора подвижного состава, отсутствие нормативного документа, формализующего этот статус, и ответственность данного субъекта рынка за обеспечение перевозок грузов вагонами, а также за непроизводительное перемещение порожних вагонов и занятие инфраструктуры будут приводить к неэффективности работы всего железнодорожного транспорта и возможному взвинчиванию цен за пользование вагонами.

Поэтому мы выступаем за первоочередное сбалансированное совершенствование правового поля, а не за создание аморфных институтов! Наши предложения по данному вопросу неоднократно направлялись в соответствующие федеральные органы власти.

Большое внимание в текущем году было также уделено вопросам совершенствования тарифного регулирования железнодорожного транспорта. От имени правления я хотел бы выразить признательность Федеральной службе по тарифам РФ за объективное и профессиональное управление совместной работой по достижению сбалансированности условий деятельности как железнодорожного, так и других видов транспорта.


Основные результаты работы

Стратегической задачей правления компании является повышение эффективности всех видов бизнеса, использование ресурсов и повышение производительности труда. В текущем году ОАО «РЖД» обеспечило увеличение объёмных показателей перевозок.

При росте промышленного производства в стране в 2012 году на 2,8% погрузка, по оценкам, может возрасти на 2,6–2,7% и составит порядка 1 млрд 270 млн тонн. Здесь я хочу сразу сделать оговорку, что зафиксированное нами падение погрузки в конце октября текущего года послужило основанием для того, чтобы мы направили аналитическую записку в правительство. Мы там констатировали этот факт, обращали внимание правительства на необходимость возможной корректировки тех планов, которые есть. На сегодняшний день такой корректировки пока не произошло, но полагаю, что советом директоров ОАО «РЖД» эти вопросы должны быть рассмотрены, поскольку это объективная ситуация.

Тем не менее грузооборот в 2012 году ожидается на уровне 2 трлн 777 млрд ткм, что на 2,7% выше 2011 года. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы (без трубопроводов) возросла до 85,5%. Это один из самых высоких показателей в мире!

Вместе с тем при позитивной динамике объёмов перевозок абсолютный результат сложно считать удовлетворительным, так как погрузка соответствует уровню всего лишь 2005 года. При этом основной вклад в рост погрузки уже традиционно вносит экспорт через российские порты при сохранении серьёзного отставания от докризисного уровня во внутригосударственных перевозках.

В результате по отдельным направлениям экспортных перевозок – прежде всего на Дальнем Востоке – сеть работала на пределе пропускных способностей, на 30% превышая наиболее высокие показатели в истории российских железных дорог. Важнейшей целью, провозглашённой руководством страны, является использование транзитного потенциала России в развитии международной торговли на евразийском пространстве. Компания постоянно работает над повышением транспортно-логистического потенциала холдинга.

Опережающими темпами растут перевозки контейнеров. В 2012 году их объём составил 3 млн ДФЭ, что почти на 11% выше прошлого года. При этом в 1,2 раза (до 7,5 тыс.) выросло количество контейнерных поездов. Это результат нашей целенаправленной и совместной работы.

Повышенное внимание постоянно уделялось пассажирским перевозкам. В текущем году холдингом обеспечен существенный рост – более чем на 6% – пассажирских перевозок, перевезено свыше 1 млрд 56 млн пассажиров.

Пассажирооборот увеличен на 3,3% к прошлому году и составил 144,4 млрд пасс-км. При этом в пригороде он возрос на 7,6%, в дальнем следовании – на 2,1%.


Продолжение см. на 4-й полосе
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30