13 апреля 2021 18:42

Грозовой перевал

О кризисе говорить пока рано, но экономику уже потряхивает



Под конец года динамика основных макроиндикаторов Росстата напоминает кардиограмму. Неуверенные результаты показывает и КАРГО-индекс. При этом официальные прогнозы относительно экономических итогов года становятся всё более сдержанными.

«Сейчас ситуация в экономике не кризисная, но предгрозовая», – заявил в конце ноября в интервью газете «Коммерсантъ» премьер-министр Дмитрий Медведев. В декабре эти слова получили подтверждение со стороны Минэкономразвития (МЭР). Ещё летом ведомство было настроено достаточно оптимистично и повышало свои оценки по росту промышленности в этом году (до 3,6%). Теперь же прогнозы вновь корректируют, но уже со знаком минус. В окончательной правке, о которой профильный заместитель министра Андрей Клепач сообщил 10 декабря, говорится о росте лишь в 3,2%. При этом данные Росстата, по его словам, могут быть ещё скромнее – порядка 2,8%.

По сути, ведомство признало, что в конце года промышленность будет стагнировать.

По данным Росстата, за январь – октябрь промпроизводство прибавило в годовом исчислении как раз те самые 2,8%. Если же анализировать помесячную динамику, то с августа темп роста непрерывно замедлялся. В октябре в сравнении с тем же периодом 2011 года был подъём на 1,8% против сентябрьских 2%. При этом продолжает ухудшаться динамика в обрабатывающих производствах (замедление до 3% с 3,3%). В минусе, хотя и не столь глубоком, чем ранее, остаются производство и распределение электроэнергии, газа и воды (снижение на 0,6% против 0,9% в сентябре). Некоторый позитив пока наблюдается лишь в добыче полезных ископаемых, где темп роста увеличился с 1,8% до 2,1%.

Одновременно с этим всё глубже в отрицательную зону уходит сельское хозяйство. Если в сентябре здесь было снижение в сравнении с тем же периодом 2011 года на 7,7%, то в октябре – уже 13,3%.

Стройкомплексу в октябре удалось выскочить в плюс – рост на 5,6% против падения на 5,1% в сентябре. Но такие изменения могут объясняться не столько улучшением ситуации, сколько тем, что к концу года начинают де-юре сдаваться завершённые де-факто ранее объекты.

Итог происходящим в реальном секторе процессам подвёл Индекс выпуска в базовых отраслях, в расчётную базу которого входят все эти показатели, а также данные по объёмам торговли и ситуации на транспорте. В октябре, по оценкам Росстата, идикатор увеличился в годовом исчислении на 0,8% против 0,1% в сентябре. Но такая динамика скорее вызывает тревогу, чем обнадёживает.

В последнее время изменения в Индексе выпуска всё больше напоминают качели: индикатор если и ускоряется, то лишь для того, чтобы затем вновь притормозить.

О том, что в перспективе стабильности ждать не приходится, свидетельствует близкий Индексу выпуска по своей экономической природе КАРГО-индекс. Он на месяц опережает публикацию наиболее оперативных данных Росстата. По итогам ноября абсолютное значение транспортного индикатора составило почти 112%, что на 0,3 процентного пункта (п.п.) ниже уровня октября. Отчасти такие изменения обусловлены воздействием сезонного и календарного факторов.

Динамика освобождённого от этого влияния КАРГО-индекса на первый взгляд выглядит несколько более обнадёживающе. В ноябре он возрос в сравнении с тем же периодом 2011 года на 7,3% против 4,9% в октябре. Произошло это в результате увеличения темпа роста погрузки (до 1,7% с 1,2%).

Впрочем, наблюдаемое ускорение нельзя расценивать как однозначно позитивный сигнал. С одной стороны, сравнение ведётся с достаточно низкой базой минувшего года: в ноябре 2011-го КАРГО-индекс так и не смог «выскочить» из отрицательной зоны, куда провалился в начале лета вслед за снижением темпа роста погрузки на сети железных дорог. С другой – нынешний подъём произошёл вслед за не менее резким торможением октября.

При этом анализ структуры КАРГО-индекса позволяет выявить те же болевые точки, на которые указывает официальная статистика. В лидерах роста лишь два груза – уголь и «нефтянка». По итогам ноября их погрузка прибавила к аналогичному периоду прошлого года по 6,6%. Однако доля данных грузов в структуре КАРГО-индекса, позволяющая судить о роли соответствующих им отраслей в реальном секторе, изменялась не столь синхронно.

Возросла лишь доля нефтяных грузов (на 1,56 п.п., до 67,32%). Однако удастся ли в будущем сохранить этот показатель – пока не ясно. Продолжается дискуссия о необходимости введения с 2013 года запрета на оборот в России топлива класса «Евро-2». ФАС и Минфин выступают за перенос срока на год, считая, что введение запрета может привести к возникновению бензинового кризиса, так как многие НПЗ не успевают обновить мощности. Вице-премьер Аркадий Дворкович говорит, что в 2013 году проблем не ожидается. Тем не менее он заявил о заинтересованности России в обратных поставках нефтепродуктов из Белоруссии. Однако и здесь есть вопросы. Пока страны не согласовали баланс топлива на следующий год.

Доля угля в структуре КАРГО-индекса, несмотря на рост погрузки, сократилась (на 0,78 п.п., до 9,2%). Связано это с высокой базой сравнения и с пересмотром весовых коэффициентов входящих в состав индикатора грузов, который проводится по результатам анализа выручки предприятий соответствующих отраслей. Но о том, что за этим статистическим эффектом могут стоять и вполне реальные проблемы, свидетельствуют недавние заявления губернатора «угольной Мекки России» – Кузбасса. Как рассказал Аман Тулеев на встрече с президентом Владимиром Путиным, в настоящее время есть сложности со сбытом угля. Это связано и с сокращением спроса на внешних рынках, и с негативными трендами в металлургии. Следствием этого уже стал резкий рост запасов угля на складах: до 16 млн тонн при нормативе 4 млн тонн. Схожая ситуация, к слову, складывается и на Украине, где уже не только сами угольщики, но и правительство активно ищет новые возможности для сбыта.

Но если у лидеров роста погрузки ещё есть определённый «запас прочности», то другие составляющие КАРГО-индекса его уже, похоже, утратили. Так, в ноябре заметно более скромные результаты, чем раньше, продемонстрировала погрузка строительных грузов (рост только на 2,9% в годовом исчислении).

А их доля в структуре КАРГО-индекса даже немного сократилась (на 0,17 п.п., до 18,33%). Снижается погрузка и другого связанного со стройкомплексом груза – цемента. В ноябре «потери» в годовом исчислении составили 3,2%, вследствие чего доля данного груза в структуре транспортного индикатора «просела» на заметные для него 0,01 п.п., до 0,15%. Всё это может быть знаком того, что продолжится уже отмеченное ранее Росстатом снижение активности в строительстве.

Коррелируют с официальной статистикой и данные по погрузке зерна. В ноябре здесь был зафиксирован месячный антирекорд – снижение на 23,4%. Вследствие этого доля зерна в структуре КАРГО-индекса упала на критичные для данного груза 0,16 п.п., до 0,44%. Минсельхоз пока не озвучил итоговых данных по урожаю (предварительная оценка – 71 млн тонн против 92 млн в прошлом году). Однако о том, что ситуация на рынке сложная, говорят уже и в самом ведомстве. «Цены на зерно в стране продолжают расти», – заявил на этой неделе замминистра сельского хозяйства Илья Шестаков. В Минсельхозе рассчитывают, что товарные интервенции на рынке зерна помогут стабилизировать ситуацию. Но пока этот механизм, напомним, не применяется в Центральной России.

Юлия Громадская




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30