17 октября 2021 10:07

Приходите завтра

Неработающие пенсионеры сетуют на организацию корпоративной медицинской помощи

В последнее время в Центральный совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта стали поступать жалобы на ухудшение медицинского обслуживания ветеранов. Учитывая важность данного вопроса для неработающих пенсионеров, председателей межрегиональных координационных дорожных советов попросили представить материалы о положении дел на местах. Ситуация оказалось противоречивой.

На преодоление всех преград по пути в лечебное учреждение у пожилых людей зачастую не хватает сил
Из представленных докладов стало понятно, что медицинские учреждения ОАО «РЖД» проводят целенаправленную работу по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному обслуживанию неработающих пенсионеров-железнодорожников. Особое внимание уделяется при этом участникам войны, труженикам тыла – в поликлиниках ряда дорог они поставлены на отдельный учёт. Кроме того, медучреждения пополняются современными диагностическими системами и оборудованием, позволяющим проводить наиболее объективную оценку состояния здоровья.

Вместе с тем участились обращения ветеранов на трудности в вопросах медобслуживания. Из-за образования дирекций, новых филиалов и дочерних обществ, а также недостаточности финансирования оптимизация системы здравоохранения на сети повлекла за собой проблемы в вопросах медицинского обслуживания неработающих пенсионеров – в ряде учреждений ветераны не обслуживаются или обслуживаются не в полной мере.
«Более четырёх лет назад в нашей узловой железнодорожной больнице был сделан хороший капитальный ремонт, завезено новое оборудование. Как мы радовались этому! Но затем нашу больницу на станции Моршанск переименовали в узловую поликлинику и превратили в стационар дневного пребывания, забыв, наверное, что это не дом отдыха, а лечебное учреждение для больных людей, – написала нам в «Гудок» председатель Совета ветеранов ремонтного локомотивного депо станции Моршанск КбшЖД Валентина Григорьева. – В результате преобразований пожилые люди вынуждены с линии ездить лечиться в Моршанск».

На станциях Кузино, Первоуральск, Каменск-Уральский СвЖД, Кочетовка, Поворино ЮВЖД, на станции Агрыз ГЖД, на Лиховском участке и Каменоломенском узле СКЖД и других тоже закрываются поликлиники, больницы, амбулатории и здравпункты на линейных станциях, с 350 до 150 сокращены койко-места в больнице на станции Ртищево ЮВЖД. В дорожной больнице на станции Свердловск-пассажирский СвЖД закрыты ЛОР и глазное отделения, поэтому для лечения катаракты и глаукомы приходится становиться на очередь в межотраслевой научно-технический комплекс Микрохирургии глаза им. С.Н. Фёдорова и ждать три-четыре года. Отменён на этой дороге и курсировавший ранее поезд «Милосердие».

Кроме того, ветераны сталкиваются с проблемой «бумажного круговорота». Советы ветеранов традиционно предоставляют списки пенсионеров лечебным учреждениям, которые при наличии документа, удостоверяющего личность, должны пациента принять. При обслуживании в поликлиниках так и происходит. Однако при направлении ветеранов из амбулаторий для дальнейшего лечения в стационары медучреждения требуют предоставить всё те же документы. Без них ветеранов попросту не принимают.

Остро ощущается нехватка врачей, даже терапевтов. «Попасть на приём к специалистам трудно – записи приходится ждать по семь – десять дней, а приёма – и того дольше! Разговариваешь с медиками – вроде бы всё налаживается и улучшается, тем не менее каждый день от ветеранов поступают жалобы. Из числа пенсионеров, находящихся в очереди, на приём к врачу попадают далеко не все. «Приходите на следующей неделе», – говорят. Надо что-то менять», – настаивает председатель Межрегионального координационного совета ветеранов ОЖД Павел Марков.

На лечение неработающих пенсионеров компания выделяет медучреждениям средства соответственно количеству прикреплённых пенсионеров. Однако их недостаточно, поэтому услуги, оказываемые ветеранам, обходятся медицинским учреждениям дороже, чем это заложено в бюджете. Вот и выкручиваются как могут. Например, на зубопротезирование положено 10 тыс. руб. «В Брянске оно обходится пенсионеру в 7 тыс. руб., в дорожной клинической больнице им. Н.А. Семашко – в 20–25 тыс. руб. Необходимо установить одну цену», – уверен председатель Межрегионального координационного совета ветеранов МЖД Геннадий Павликов.

Ситуация в дочерних обществах тоже крайне сложная – не все ДЗО заключили договоры с медучреждениями на лечение ветеранов. Ветеранская организация ОАО «РЖДстрой» хотела найти выход из ситуации, сделав общие медполисы на 500 человек, без указания на них личных данных, чтобы те, кому помощь действительно нужна, могли её получить. «Обращался в департамент здравоохранения ОАО «РЖД» и БФ «Почёт» с просьбой посчитать, во сколько обходится медицинское обслуживание на одного человека в год, чтобы прикинуть сумму, – объясняет председатель ветеранской организации «РЖДстрой» Владимир Рыбалко. – А мне называют цифру в 160 млн руб., которая превышает сумму нашего колдоговора, – утопия, не иначе! За четыре года расчёты на одного человека никто так и не предоставил».

Вместе с тем представители старшего поколения считают, что начать наведение порядка можно и с нематериальных усилий. «Есть много вопросов, которые не требуют денег: в первую очередь нужно вывесить список платных и бесплатных услуг в поликлиниках – доступной информации об их перечне для неработающих пенсионеров нет. Централизованная электронная очередь тоже значительно облегчила бы положение дел. Кроме того, необходимо разработать регламент взаимодействия советов ветеранов с нашими НУЗами и дирекциями медицинского обеспечения», – считает председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта Николай Гром.

Конструктивный опыт взаимодействия ветеранских организаций и лечебниц уже есть – но важно распространить его как можно шире. «На ЮВЖД в созданных дневных стационарах поликлиник после проведения определённого курса лечения пенсионерам выдаётся талон на повторное посещение через полгода. На ВСЖД работает передвижной консультационно-диагностический центр «Академик Фёдор Углов», для пенсионеров отдалённых станций выделяется отдельное время приёма, плюс ко всему функционирует больница восстановительного лечения «Изумруд», – рассказывает Николай Гром.

Логично возникает вопрос: как наладить функционирование отраслевых медицинских учреждений, чтобы все неработающие пенсионеры могли пользоваться положенными им по колдоговору льготами на лечение? Старшее поколение считает, что советы ветеранов должны принимать участие в распределении средств для организаций Красного Креста по уходу за одинокими и тяжелобольными ветеранами, а руководители региональных дирекций медицинского обеспечения и медицинских учреждений, в свою очередь, должны систематически рассматривать вопросы медицинского обслуживания неработающих пенсионеров железнодорожного транспорта. «Вопросы реорганизации и ликвидации медицинских учреждений необходимо решать только с учётом мнения Межрегиональных дорожных советов ветеранов. Помимо этого, нужно довести до сведения ветеранов перечень бесплатных услуг, а список платных пересмотреть в сторону его уменьшения и обязательно один раз в год проводить диспансеризацию лежачих больных ветеранов и ветеранов-пенсионеров в возрасте от 75 лет. И, конечно, по возможности увеличить сумму затрат на зубопротезирование с 10 тыс. руб. до 25–28 тыс. руб.», – говорит Николай Гром.

В настоящее время для устранения недостатков по данным вопросам Центральный совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта и департамент здравоохранения ОАО «РЖД» завершают разработку регламента взаимодействия медицинских учреждений ОАО «РЖД» с советами ветеранов. «Мы надеемся, что это поможет исправить ситуацию», – отмечают ветераны.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31