21 января 2022 14:31

Ближе к колесу

Опыт бережливого производства нужно прививать со студенческой скамьи



Принципы бережливого производства охватили все направления развития отрасли. Но чтобы добиться мультипликативного эффекта, этот позитивный опыт нужно распространять как можно энергичнее.

Об этом заявил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, председательствующий на заключительной в 2012 году видеоконференции, на которой были подведены итоги конкурса «Лучшее подразделение в проекте «Бережливое производство в ОАО «РЖД».

Счётная комиссия выводит на монитор результаты сначала промежуточного, а затем окончательного голосования по каждой дирекции, учитывая мнение каждого из 662 участников голосования. Начинается самое интересное: победившие представляют свои презентации. Все они говорят вроде бы об одном: как был организован и насколько эффективным оказался поиск дополнительных резервов экономии ресурсов и рабочего времени. Но за общим алгоритмом просматривается формирующаяся в ходе видеоконференции коллективная мысль: а дальше-то что?

На будущее можно, конечно, поставить перед рабочей группой очередные задачи. Несомненно, новаторы, в большинстве своём молодёжь, эти задачи решат. Но в том-то и дело, что через два года реализации проект бережливого производства вышел на такой уровень, что ограничиваться кругом нынешних его участников больше нельзя – их число должно постоянно расти.

Слово предоставляется главному инженеру эксплуатационного локомотивного депо Тында Дальневосточной дирекции тяги Валерию Козлову. Рассказывает он об обычном для себя деле – совершенствовании организации труда и отдыха локомотивных бригад на участке Тында – Беркакит. Но при этом постоянно использует термины, присущие понятийному аппарату японских основоположников концепции бережливого производства. И это не игра в слова. За ними – успешные меры по устранению из производственного процесса всего лишнего.

В мае этого года восемь членов рабочей группы, возглавляемой Валерием Козловым, поставили себе задачу снизить непроизводительное время работы поездной локомотивной бригады от явки до отправления по станции Беркакит на 25%. Проанализировав работу локомотивщиков, они выявили скрытые потери. Для определения оптимальных маршрутов следования бригад проанализировали траекторию их перемещения. В результате были устранены параллельные операции и разработана технология вывода локомотивов на станцию Беркакит бригадами ПТОЛ, а также технология явки поездной бригады. Эффект уже превысил 1 млн руб. Устранив непроизводственные потери, бережливым удалось высвободить почти две бригады.

Но на этом Валерий Козлов останавливаться не собирается. «Принципы бережливого производства эффективны, только когда используются массово и каждый на своём рабочем месте думает, как улучшить технологический процесс. Поэтому необходим комплексный подход, с участием смежных служб», – уверен он.

Расширению числа участников движения бережливых будут способствовать и меры по поощрению победителей конкурса. А чтобы сформировать общественное мнение, способствующее росту числа участников такого движения, его организаторам надо активнее работать не только с железнодорожниками, но и с членами их семей, образовательными учреждениями.

Вот, к примеру, начальник Тосненской механизированной дистанции пути Октябрьской дороги Максим Иванов рассказывает, как при ремонте путевой техники удаётся обходиться прежним штатом работников, хотя с 2009 года число обслуживаемых ими путевых машин возросло более чем вдвое.

Рабочая группа под руководством главного инженера дистанции Алексея Машкова занялась проблемой. По результатам картирования ремонта путевых машин были разработаны проекты, сократившие производственный цикл на 80 часов. Технологическое улучшение ремонта электродвигателей дало эффект в 348 тыс. руб. Началось внедрение системы организации и рационализации рабочего места 5С на участке по ремонту электромашин и на других участках, и в цехах дистанции.

По окончании этого доклада Валентина Гапановича заинтересовало прежде всего не то, как перемещаются на ремонтные позиции узлы и агрегаты, а когда последний раз проводился День открытых дверей и на предприятие приходили жёны, дети, родители работников. Он предложил Максиму Иванову провести такой день весной, чтобы родственники железнодорожников своими глазами увидели, насколько высока в дистанции культура производства.

Следующего докладчика – начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский Тимура Кунина – Валентин Гапанович первым делом тоже попросил сказать, сколько у них было проведено Дней открытых дверей. Но на этот раз старшего вице-президента интересовала посещаемость предприятия не родственниками работников, а студентами Петербургского ГУПСа. С его точки зрения, лекции с практическими занятиями должны чаще проходить на производстве, «ближе к колесу». И это касается не только Санкт-Петербурга, но и других регионов, где есть железнодорожные вузы.

К концу видеоконференции напрашивался, наверное, главный вывод, который можно сделать по итогам докладов. От презентации к презентации становилось всё более очевидно, что они содержат столько решений по всем направлениям отрасли, что если применить их в широком масштабе, можно добиться мультипликативного эффекта. На этом и акцентировал внимание Валентин Гапанович, побуждая как можно энергичнее распространять передовой опыт бережливого производства.

Комментируя презентацию и.о. начальника Опытной путевой машинной станции № 1 Октябрьской дирекции по ремонту пути Юрия Ступака, Валентин Гапанович предложил ему готовиться к расширенному правлению ОАО «РЖД» с выездом на производство летних путевых работ в границах этой станции.

Действительно, у ОПМС-1 есть что перенять. Так, под сборку рельсошпальной решётки была специализирована третья секция производственной базы, что помогло оптимизировать расположение материалов верхнего строения пути. Была предложена технология укладки решётки, при которой для подготовки площадки балластной призмы использовалась машина на основе БМС. Бережливое производство сократило время сборки новой решётки на 47 минут. На 11% уменьшились трудозатраты на подготовку поверхности призмы. Расход нового щебня сократился по сравнению с нормативом на 30%, что в этом году сэкономило при реконструкции пути 114 куб. м нового щебня на 890 тыс. руб.

Впечатляют и результаты Тюменского отдела материально-технического снабжения, о которых рассказал его начальник Раис Гилязетдинов. Там была создана рабочая группа по повышению эффективности базы топлива станции Войновка и локомотивного парка. Была доработана технология эпикировки локомотивов, исключены излишние перемещения персонала эпикировочных постов, изменена схема трубопровода, уменьшено время оформления эпикировщиками документации, обеспечено взаимодействие между машинистом насосных установок и эпикировщиком по средствам радиосвязи. В результате время эпикировки локомотивов сократилось на 23 минуты.

Выслушав начальника Тюменского ОМТС, Валентин Гапанович, обращаясь к работникам центрального аппарата компании, подчеркнул:
– Этот опыт надо распространять – счёт идёт на десятки миллионов рублей.

Наконец наступает долгожданный момент – оглашаются победители конкурса в номинации «Лучшая железная дорога». Радости работников Октябрьской, занявшей первое место, нет границ. С экрана монитора видно, как обнимаются счастливые ветераны дороги и нынешние железнодорожники.
«Серебро» и «бронза» за Восточно-Сибирской и Северной дорогам.

Были объявлены и победители конкурса в номинации «Лучший функциональный филиал производственного блока ОАО «РЖД». Первое место заняла Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, второе – Дирекция моторвагонного подвижного состава и третье – подразделение по управлению пути Дирекции инфраструктуры.

Борьба за призовое место в конкурсе бережливых среди подразделений, дорог и филиалов производственного блока ОАО «РЖД» будет продолжаться.

Но не только состязательность станет побудительным мотивом для их руководителей. Валентин Гапанович поставил целевую задачу на 2013 год: занять в рамках Лин-форума первые места во всех номинациях: в области развития производственных процессов, персонала и общества, а также стать лидерами производительности.

Достичь такого рубежа без привлечения к реализации программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» как можно большего числа работников компании вряд ли удастся. Так что впереди много работы.

Алексей Торба

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31