25 октября 2021 12:45

Вектор развития

В следующем году ОАО «РЖД» найдёт внутренние резервы

На двухдневном итоговом годовом заседании правления ОАО «РЖД», начавшемся вчера в Москве, президент компании Владимир Якунин констатировал, что при неопределённой ситуации на мировых рынках компании предстоит больше рассчитывать на собственные силы.  

Инвестиции в инфраструктуру сохранили антикризисный характер
Свой основной доклад Владимир Якунин начал с темы реформирования корпоративной системы управления (полностью доклад наша газета опубликует в одном из ближайших номеров). Компания перешла от территориальной системы управления к общесетевой, что позволяет решить ряд задач в новых условиях.
«Возможности существенной финансовой поддержки ограниченны, а потенциал заимствования в ближайшие два года будет исчерпан, – сообщил глава холдинга. – Поэтому необходимо находить внутренние резервы, разрабатывать и реализовывать мероприятия по сокращению расходов и наращиванию доходов».

Здесь особое место занимают межрегиональные координационные советы, через которые железнодорожники взаимодействуют с грузоотправителями, региональными органами власти. Эффективная работа в таких условиях должна стать главной целью руководителей холдинга на всех уровнях на следующий год.
«Бережно относитесь к ресурсам компании – их очень мало», – предупредил президент ОАО «РЖД». За счёт оптимизации издержек планируется экономить ежегодно 24–25 млрд руб.

Как отметил Владимир Якунин, в октябре был зафиксирован спад погрузки, что поставило вопрос о корректировке повышенных планов ОАО «РЖД» и возвращении их на первоначальный уровень, рассчитанный специалистами компании в начале года.

Основным двигателем экономического роста остаётся экспорт, а мировая конъюнктура по-прежнему неопределённа. Как полагает Владимир Якунин, ссылаясь на международный опыт, инвестиции в инфраструктуру носят ярко выраженный антикризисный характер, и их нужно применять для стимулирования экономического роста. Компания сделала всю работу по классификации соответствующих проектов, их финансированию и направила в правительство. Дефицит финансовых средств до 2020 года составляет 2,1 трлн руб.

Серьёзная проблема, которая затрудняет работу и снижает конкурентоспособность, – избыточный парк на сети, который оценивается экспертами в 200 тыс. единиц. Здесь явный пробел в законодательной базе.
«Отсутствие определения статуса оператора, ответственности этого участника рынка, а также свободное перемещение порожних вагонов по сети будет приводить к постоянному росту тарифов», – заявил Владимир Якунин.

Для оптимизации перевозок компания разработала единый сетевой технологический процесс (ЕСТП). Сейчас он обсуждается участниками рынка.

Холдинговая структура позволяет получать дополнительные доходы (хотя и разовые) от продажи акций дочерних обществ. Это создаёт условия для конкуренции и привлечения новых технологий. В следующем году компания должна получить около 76 млрд руб. от продажи пакетов ДЗО. Однако такие продажи снова ставят вопрос о замещении выпадающих доходов.

В пассажирском секторе заметен рост перевозок (5,8%), причём это произошло за счёт улучшения качества услуг. Особенно это видно в скоростном сегменте. Заполняемость «Сапсанов» близка к 100%. За три года эти поезда перевезли более 3,7 млн человек. Однако отмена субсидирования плацкартных мест для работающих граждан ставит под вопрос положительные тенденции в дальнем сообщении. Поэтому перед пассажирским комплексом на следующий год ставится главная задача – не допустить сокращения перевозок.

Вице-премьер Аркадий Дворкович признал, что работать приходится в условиях жёстких бюджетных ограничений, но решение инвестиционных проблем кабинет министров всё же ищет. «Мы смогли определиться с приоритетами, и, надеюсь, в ближайшие месяцы мы найдём в себе мужество принять решение по строительству высокоскоростной магистрали, – отметил он. – В предшествующие годы мы смогли убедиться в необходимости этих проектов и близки к тому, чтобы принять решение на политическом уровне, потому что это даст большой синергетический эффект для всей экономики».

По словам вице-премьера, достигнут компромисс и по технологии управления перевозками. Необходимые решения по технологии перевозок будут приняты в течение двух месяцев. По итогам первого квартала следующего года правительство вернётся и к рассмотрению ситуации с дальними пассажирскими перевозками.
«Сейчас разрабатывается план долгосрочного тарифного регулирования, который должен определить методологию установления тарифов на срок не менее пяти лет, – сообщил министр транспорта Максим Соколов. – Также разработан, направлен в правительство проект «сетевого контракта» между государством и владельцем инфраструктуры, который определяет вектор взаимодействия компании и государства на долгосрочную перспективу».

Присутствующие на правлении губернаторы, а также члены Совета Федерации настаивали на продолжении государственной поддержки пригородных перевозок, ссылаясь на то, что дотационные бюджеты с трудом справляются даже с софинансированием обязательных федеральных программ. В то же время для регионов очень важно полноценное функционирование железных дорог, поскольку, помимо пригородного сообщения, РЖД обеспечивают загрузку местных предприятий заказами и отчисляют значительные средства на налоги в бюджеты всех уровней.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31