11 апреля 2021 22:09

Книжное серебро

Российские школьники читают лучше зарубежных сверстников

Учащиеся 4-х классов отечественных школ заняли второе место в мире по показателям чтения художественных и научно-популярных текстов.

Залог успеха детей, показавших высокие результаты, – наличие в классе собственной библиотеки
Свой высокий уровень российские учащиеся продемонстрировали в ходе масштабного международного исследования, уступив в заочном соревновании только сверстникам из Гонконга.

Проект «Исследование качества чтения и понимания текста» проводится каждые пять лет и организован Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). В этом году его участниками стали 325 тыс. учащихся 4-х классов из 49 стран.

Цель мониторинга – сравнить уровень чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира. Полученные данные помогают выявить различия в национальных системах образования.

Российские школьники не в первый раз принимают участие в этом исследовании. В 2001 году они заняли 12-е место среди учащихся из 35 стран, а в 2006-м – первое место среди 44 конкурентов, набрав 564 балла.

На этот раз первое место заняли школьники Гонконга, второе – российские, третье – финские, а четвёртое – дети из Сингапура. Россияне продемонстрировали высокие показатели как при чтении художественных (564 балла), так и информационных научно-популярных текстов (567 баллов), проявляя тем самым баланс читательских умений, необходимых и для приобретения читательского опыта, и для получения информации.

Исследование подтвердило, что наибольшего успеха в чтении достигают дети, в семьях которых родители сами любят читать, уделяют серьёзное внимание предшкольной подготовке своих детей, имеют высокий уровень образования.

Наличие библиотеки в классе также является важным фактором в формировании читательской грамотности. Около 77% российских участников исследования учатся в классах, имеющих собственные библиотеки (средний международный показатель 72%), при этом средний балл этих учащихся существенно выше, чем средний балл учащихся из классов, в которых нет классной библиотеки (571 по сравнению с 558).

Россия находится в группе стран с самым большим числом детей (83%), высоко мотивированных к чтению. 26% российских учеников любят читать, они это делают ежедневно, самостоятельно выбирая книги. Не любят читать и редко берут в руки книги для собственного удовольствия лишь 13% детей.
«Эти результаты закономерны, так как начальная школа у нас разрушалась в последние годы меньше, чем обучение в старших классах и вузах, и ещё держится на мировом уровне», – считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

По его мнению, не только в России, но и во всём мире, включая развитые страны, сейчас идёт снижение качества образования. Исключений немного: в Азии это рванувшие вверх Индия и Китай, а в Европе в лидеры вырвалась Финляндия. «В ХIХ и большей части ХХ века основной целью обучения было поднятие уровня образования как можно большего числа людей, а сейчас ставится задача всеобщей коммерциализации учебного процесса. Но школа и вуз не могут быть эффективны в экономическом смысле, поэтому стремление получить прибыль в этой сфере делает образование дороже и хуже», – сказал социолог.

Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Михаил Черныш призывает не обольщаться высокими результатами маленьких россиян. «Вообще наши показатели во многих исследованиях качества образования не слишком хороши и склонны ухудшаться. Известно, что китайские специалисты в мониторинге PILS очень тщательно подходят к отбору школ, занимаясь, что называется, коррекцией выборки. И я предполагаю, что наши специалисты, проводя мониторинг, пошли по этому же пути», – заявил «Гудку» социолог.

По его словам, российское образование находится в кризисе и «живёт очагами», поэтому разница между школами в благополучных и отстающих регионах, в глубинке, очень велика. Мониторинг же выявляет весьма ограниченный набор навыков, которые должны демонстрировать дети к определённому возрасту. При этом в России накоплен немалый культурный капитал, и многие дети в школу приходят достаточно подготовленными, умеют читать. Это наше преимущество по сравнению со многими развивающимися странами пока сохраняется. Огромная проблема сейчас в том, что финансирование среднего образования сегодня передано в регионы и в большинстве из них зарплата учителей очень низкая.
«При таком подходе на улучшение ситуации и приход в школу молодых и талантливых кадров рассчитывать не приходится. Государству придётся предпринимать в этой сфере неотложные меры», – заключил социолог.

Алексей Щеглов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30