11 апреля 2021 09:40

Неоправдавшийся прогноз

В условиях падения спроса на щебень необходима дополнительная информация от производителей

Начиная с ноября на сети всё более отчётливо начала проявляться тенденция спада погрузки строительных грузов. При этом наиболее значительные потери за это время  понесла Октябрьская дорога. О причинах и мерах, принимаемых для восполнения недогруза, нам рассказал первый заместитель начальника дороги Олег Валинский.

Олег Валинский, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги
– Олег Сергеевич, когда именно стали заметны предпосылки к падению перевозок строительных грузов и возможно ли их было спрогнозировать?
– В конце сентября, когда от клиентов стала поступать информация о погрузке щебня в адрес дорожных организаций с отсрочкой по платежам. Но, несмотря на это, погрузка в сентябре сохранялась на достаточно высоком уровне – 91,7 тыс. тонн в среднем в сутки. В октябре среднесуточная погрузка строительных грузов составила уже 87,4 тыс. тонн. Уровень неплатежей достиг своей критичной отметки на начало ноября, и тогда большинство карьеров прекратили отгрузку в адрес должников, что не замедлило сказаться на резком снижении погрузки уже в первой декаде ноября – до 68 тыс. тонн в сутки. Можно в качестве иллюстрации рассмотреть тенденцию подачи заявок по перевозке грузов на следующий относительно момента прогнозирования перевозок месяц. Так, за 17 дней сентября было подано заявок на объём, достаточный для погрузки в октябре 68 тыс. тонн в среднем в сутки, а за 17 дней октября – на погрузку в ноябре среднесуточно 65 тыс. тонн. Незначительное снижение погрузки в ноябре относительно октября характеризует, скорее, сезонное падение объёмов. Для более ясного представления скажу, что на аналогичную дату ноября поданы заявки на декабрь на уровне 53 тыс. тонн в сутки, что совершенно чётко соответствует пессимистичным прогнозам грузоотправителей относительно сбыта щебня в декабре. Хотя следует, конечно, учитывать, что заявки часто подаются и за сутки до начала перевозки.

Задержки в оплате за поставку щебня привели к снижению объёмов перевозок
– Что из этого всего следует?
– В процессе планирования нами была собрана и проанализирована информация от грузоотправителей, которые выражали намерение заниматься сбытом в соответствии с имеющимся на складах грузом и коммерческими планами производств. Опасения по поводу возможного непогашения задолженности по ранее отгруженным объёмам возникали, но вместе с тем звучали оптимистичные прогнозы грузоотправителей. Безусловно, в первую очередь в этих условиях мы должны совершенствовать прогнозирование, прежде всего расширять перечень источников используемой нами информации. Одного совместного планирования с нашими клиентами оказалось недостаточно.

– Какую долю строительные грузы занимали в общем объёме перевозок на дороге в этом году и каково их влияние на финансовые результаты?
– Как известно, это низкодоходные грузы 1-го класса. Но их доля в общей погрузке Октябрьской дороги значительна и за 10 месяцев этого года составила 28%. Доля же начислений от перевозок, естественно, ниже – только 9,8% от совокупных сборов.

– Что, на ваш взгляд, лежит в основе произошедшего падения и как можно повлиять на ситуацию?
– Резкое снижение погрузки строительных грузов было вызвано падением спроса на щебень в целом, но наиболее существенным оказалось снижение погрузки назначением на Московский регион и Санкт-Петербург. По информации грузоотправителей, основная причина снижения перевозок щебня – отсрочка платежей и задержка в оплате за поставляемую продукцию, что связано с уменьшением прежде всего бюджетного финансирования дорожных и строительных работ. Так, по итогам 20 дней ноября снижение погрузки Октябрьской дорогой на станциях Торжок, Вышний Волочёк, Академическая, Ховрино, где происходит выгрузка щебня для предприятий, в том числе ведущих строительство скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург, составило в среднем в сутки 5,4 тыс. тонн. Помимо этого, как следствие уменьшения финансирования строительства и ремонта автодорог произошло снижение поставок щебня для производства асфальта. Затаривание складов на станциях Дача Долгорукова, Купчинская и других, а также падение спроса на щебень вызвали уменьшение его перевозок в направлении Санкт-Петербурга. Подводя черту, можно сказать, что сокращение финансирования строительства и реконструкции автодорог привело к резкому уменьшению потребления щебня и, как следствие, снижению погрузки строительных грузов. Возобновление финансирования дорожного строительства восстановило бы и спрос на щебень. Повлиять на данную ситуацию могут региональные и федеральные власти.

– Какие шаги предпринимает сама дорога и насколько они могут оказаться эффективными?
– Мы проводим адресную работу с ключевыми грузоотправителями и собственниками подвижного состава в соответствии с предоставленной информацией о планируемых объёмах перевозок и поданными заявками на перевозку грузов. Руководители дороги и регионов регулярно проводят рабочие встречи с основными грузоотправителями, принимаются меры по восполнению плана погрузки за счёт привлечения объёмов имеющейся грузовой базы (нефтегрузов, железной и цветной руды, лома чёрных металлов, грузов в контейнерах и др.). Проводится необходимая работа с Центральной дирекцией по ремонту пути по привлечению дополнительных заказов для грузоотправителей по перевозке щебня на дорогу в адрес предприятий ООО «Путьрем». По результатам состоявшейся в Петрозаводске рабочей встречи начальника дороги Виктора Степова с главой Республики Карелия Александром Худилайненом было принято решение об обращении властей Карелии к руководству Росавтодора об обеспечении своевременной оплаты за поставляемую продукцию организациями, ответственными за ремонт, содержание и строительство автодорог, предприятиям горнодобывающей отрасли.

– Оправдывают ли себя меры по восполнению строительного недогруза иными номенклатурами, удаётся ли при этом справиться с финансовым заданием?
– Принимаемые меры позволяют рассчитывать на то, что погрузка ряда номенклатур, а именно: нефтеналивных грузов, железной руды, лесных грузов, импортных, грузов в контейнерах, будет выполнена в размере установленного технического плана. Проводится работа по привлечению дополнительных заказов на перевозки в вагонах привлечённого парка. В создавшихся условиях основной задачей для себя мы видим выполнение финансового плана, для чего работаем над увеличением выгрузки и возврата порожнего подвижного состава в портах. Наряду с этим, привлекаем к отправке высокодоходные грузы, что позволит получить дополнительный доход. В сложившейся ситуации дорога прилагает все усилия для выполнения финансовых показателей. Вместе с тем принимаемых мер недостаточно для компенсации отставания в погрузке строительных грузов, доля которых в общей погрузке дороги, как я уже отметил, весьма высока.

Беседовал Олег Сергеенко


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30