17 октября 2021 11:45

Дорога к «Олимпу»

Новочеркасские локомотивы пользуются спросом на Северо-Кавказской магистрали



На базе ЭП20 в дальнейшем будет создана целая линейка локомотивов

В декабре РЖД получили от Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) новейший локомотив пятого поколения ЭП20 «Олимп».

НЭВЗ первую продукцию, тогда ещё паровозы, начал выпускать в 1936 году. Но уже в марте 1947-го был выпущен первый электровоз ВЛ22M. С того времени разработано и освоено более 30 типов электровозов для пассажирского и грузового движения, а также 14 моделей промышленных электровозов. Всего выпущено более 15 тыс. машин.
«Практически сразу, как только завод начал выпускать продукцию, мы с северокавказскими железнодорожниками стали не только партнёрами, но и добрыми друзьями, – уверен гендиректор НЭВЗа Сергей Подуст. – На СКЖД постоянно эксплуатировались электровозы ВЛ60 и ВЛ80. Сегодня основная масса пассажирских и грузовых перевозок по дороге осуществляется локомотивами, также произведёнными на нашем заводе».

В 90-х годах прошлого века НЭВЗ, как и многие другие предприятия, был практически остановлен. Доходило до того, что в год здесь выпускалось по пять машин. И только возвращение РЖД в качестве главного заказчика вдохнуло новую жизнь (для сравнения: за 6 месяцев текущего года заводом выпущено 87 магистральных электровозов).

По мнению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, именно политика компании помогла сохранить транспортное машиностроение. «РЖД приложили максимум усилий, чтобы возрождение транспортного машиностроения происходило на основе партнёрства ведущих отечественных и зарубежных компаний с локализацией самых современных технологий в России», – отмечает он.

В новой истории сотрудничество НЭВЗа и СКЖД началось в марте 2006-го. ЭП1 под номером 252 стал первым локомотивом нового поколения, поступившим на дорогу. «На Северо-Кавказскую за последние четыре года поступил 241 локомотив новочеркасского производства. Все они активно задействованы в пр изводственных процессах, связанных с реализацией «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» и подготовкой к Олимпиаде 2014 года. Использованные в этих машинах технологии позволили нам улучшить эксплуатационные характеристики подвижного состава, повысить безопасность движения поездов», – говорит начальник СКЖД Владимир Голоскоков.
«Базовым по освоению электровозов ЭП1, а в последующем и ЭП1М, ЭП1П на СКЖД определено эксплуатационное локомотивное депо Кавказская, расположенное в 305 км от Новочеркасска, – рассказывает начальник Северо-Кавказской дирекции тяги Виталий Димитрюха. – Депо Кавказская имело развитую производственную базу, профессиональные кадры и опыт освоения новой техники. Ранее здесь были освоены ЧС4т».

За прошедшие шесть лет в депо введено в эксплуатацию 210 электровозов, полученных от заводчан. 37 машин переданы на другие дороги.
«Когда поступили первые ЭП1, многие машинисты отнеслись к ним с недоверием, – вспоминает начальник технического отдела Северо-Кавказской дирекции тяги Андрей Гончаров, работавший в то время мастером депо Кавказская. – Техника незнакомая, непохожая на привычных «чехов». Некоторые бригады, узнав, что в очередной рейс предстоит идти на новинке, пытались как-то устроить подмену на ЧС. Но это длилось недолго, только до тех пор, пока не «распробовали» удобства новочеркасских машин».

Однако замечаний у машинистов было немало. «С 2006 года в конструкцию ЭП1 внесено более 180 изменений, – отмечает начальник технического отдела депо Кавказская Юрий Ерещенко. – Причём изменений непростых, требовавших в большинстве своём схемных решений». Улучшения, по его словам, появлялись не на ровном месте, им предшествовали какие-то затруднения. Были сбои в эксплуатации, проводилась рекламационная работа. Изменения вносились непрерывно по мере выпуска локомотивов. Из 210 электровозов практически каждый имеет конструктивные отличия от предыдущего.

Производитель «чехов» Skoda изменения в конструкцию локомотивов вносила в партию из 40–50 единиц. Новочеркасцы же реагируют на каждое замечание.

Оперативное изменение конструкции по желанию эксплуатационников породило и некоторые трудности. Сейчас ЭП1 будут выходить на средний ремонт. У локомотивщиков возникает предложение: для дальнейшего повышения надёжности ранее выпущенных электровозов ЭП1М при ремонте приводить их к единой конструкции или хотя бы максимально сгруппировать по общему конструктивному решению. Кроме повышения надёжности, это улучшит условия эксплуатации для локомотивных бригад.
«В этом вопросе без участия специалистов Новочеркасского завода, Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения (ВЭлНИИ) и всех тех, кто раньше был задействован в совершенствовании конструкции гарантийных локомотивов, нам не обойтись. Нужны будут их профессиональная помощь и участие», – уверен Юрий Ерещенко.

Именно на СКЖД находится один из испытательных полигонов ВНИИЖТа, где и проходит испытания вся новая продукция новочеркасцев.

На дороге работают не только пассажирские ЭП, но и 76 грузовых электровозов 2ЭС4К «Дончак».

Впрочем, заводчане только поставкой новых электровозов и доводкой конструкции в соответствии с пожеланиями заказчика не ограничиваются. «Уверен, что не менее важным является подготовка специалистов, способных обслуживать и осуществлять ремонт подвижного состава нового поколения, – говорит Сергей Подуст. – Решить эту задачу помогают специалисты учебного центра НЭВЗа».

Сегодня здесь 16 машинистов Октябрьской, Юго-Восточной и Северо-Кавказской магистралей обучают тонкостям эксплуатации ЭП20.

Принимавший участие в передаче первого ЭП20 от заводчан железнодорожникам председатель правительства Дмитрий Медведев отметил, что появление электровоза пятого поколения важно не только для предприятия, но и для всей страны.

В дальнейшем на базе ЭП20 будет создана целая гамма локомотивов различной мощности, составности и назначения. А значит, сотрудничество СКЖД и НЭВЗа будет развиваться и крепнуть.

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону


Справка «Гудка»
    Электровоз ЭП20 «Олимп» способен работать на линиях как постоянного, так и переменного тока. Конструктивная скорость – до 200 км/ч. У «Олимпа» увеличенные по сравнению с локомотивами предыдущих поколений межремонтные пробеги, новые дисковые тормоза, а противоюзная защита сократит тормозной путь при неблагоприятной погоде и высокой скорости. Асинхронный тяговый привод с индивидуальными инверторами напряжения и поосным регулированием существенно снизит энергопотребление и затраты на техобслуживание.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31