13 апреля 2021 16:58

Ради безопасности людей

Учёные призывают спасать инженерное образование, пока «точка невозврата» ещё не пройдена.

Авторы доклада «Материалы к вопросу о состоянии российской науки» Российской ассоциации содействия науке (РАСН) выделяют в нём проблему подготовки инженеров, которых сложно «воспитать» в первую очередь из-за отсутствия чётко обозначенных целей и ожиданий государства. «Надо понимать, к какой модели экономики мы стремимся, какое количество и каких именно специалистов потребуется через 7–10 лет», – говорится в документе.

В стране, как отмечают эксперты, должна быть восстановлена система государственного заказа вузам на подготовку и распределение специалистов на производство. В первую очередь это должны быть предприятия, определяющие обороноспособность страны, её национальную безопасность и экономическую независимость.

Но главная беда высшего инженерного образования – это так называемая Болонская система, предусматривающая подготовку бакалавров за четыре года обучения, а затем, ещё за два, – магистров. «Возможно, для гуманитарных специальностей здесь есть свои преимущества. Но применительно к инженерным кадрам переход на такую систему означает появление в виде бакалавров массы недоучек, а также резкое сокращение числа тех людей, которые захотят продолжать учёбу ради более высокой квалификации», – считают авторы доклада и предлагают для стратегически важных направлений сохранить традиционную «пятилетку», иными словами, специалитет. Кроме того, по мнению экспертов, в федеральных целевых программах необходимо предусматривать средства на опережающую подготовку специалистов. А для управления этим процессом в министерствах и агентствах нужно создать специальные управления по подготовке кадров.

Сейчас в некоторых учебных заведениях по отдельным направлениям остаётся система специалитета, пояснила заместитель председателя комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина. «В тех сферах, где есть виды деятельности, связанные с риском для жизни людей или, наоборот, с возможностью спасения людей, подготовка будущих работников должна быть очень качественной, в том объёме, который необходим для полноценной подготовки человека к практической трудовой деятельности. При подготовке по этим направлениям нужен большой объём практики, и невозможно выйти на уровень компетенций специалиста, отучившись на бакалавра», – сказала она.

По мнению первого проректора ПГУПСа Александра Ледяева, «проблему бакалавриата» усугубляет ещё и то, что молодёжь поступает в вуз не всегда осознанно и за короткий срок обучения не успевает полностью «понять» свою будущую профессию. «Я давно говорил о том, что нам хорошо бы сделать в школе двенадцатилетку и начинать обучение с нулевого класса. Если бы у нас, как в Европе, да и почти во всём мире, ребята заканчивали школу в 19 лет, они уже были бы взрослыми и более осмысленно выбирали свой дальнейший профессиональный путь. А у нас они выпускаются из школы в 17 лет и потом в вузе учатся всего четыре года. При этом уровень подготовки в школе падает, хоть уровень вуза вроде как держится. Ребятам очень сложно», – говорит он.

Транспортным вузам совместно с ОАО «РЖД» и Росжелдором несколько лет назад удалось отстоять право готовить специалистов по основным направлениям подготовки. Но нельзя исключать вероятности того, что через некоторое время Минобрнауки может настоять на полном отказе от специалитета. «Хочу порекомендовать нашему Минобрнауки обратиться к опыту США. Там технические бакалавры доучиваются ещё один год и только после этого получают диплом инженера», – предложил Александр Ледяев.

Надежда Россихина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30