24 января 2022 09:47

Прикладная экология

Внедрение разработок отраслевых учёных позволит снизить техногенное воздействие на окружающую среду



Специалисты изучают проблемы регенерации отработанных смазочных масел

В нашей стране промышленность и транспорт слишком сильно влияют на природную среду.

Тамила Титова, проректор ПГУПСа, д. т. н., профессор
Не случайно в апреле 2012 года для преодоления этой негативной тенденции приняты «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Среди стратегических целей в этом документе выделены сохранение благоприятной окружающей среды при модернизации и инновационном развитии экономики, а также сбережение биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. При этом важно обеспечить экологическое образование и воспитание молодёжи.

На железнодорожном транспорте эти задачи решаются в рамках отраслевой экологической стратегии. Она предусматривает, в частности, внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий с активным участием науки и образования. Сотрудники Петербургского государственного университета путей сообщения активно участвуют в этой работе. Например, учёные вуза разрабатывают технологии использования промышленных и строительных минеральных отходов для получения пенобетона и других полезных материалов. Ведутся работы по созданию новых методов очистки сточных вод на основе современных фильтров и сорбентов.

Специалисты кафедр «Информационные и вычислительные системы» и «Инженерная геодезия» университета предложили автоматизированную систему геомониторинга транспортных сооружений. Она позволяет повысить надёжность эксплуатации мостов, тоннелей и других объектов, снижая тем самым риски загрязнения окружающей среды.

Не менее актуальны исследования по оценке выбросов вредных веществ в атмосферу от различных видов транспорта. Наши учёные установили, что в Санкт-Петербурге доля автомобилей в загрязнении воздуха составляет почти 92% от общего объёма в среднем по городу. Эту информацию будут использовать при разработке мероприятий по улучшению экологической обстановки в мегаполисе.

На кафедре «Водоснабжение и водоотведение» предложили технологию и оборудование для очистки сточных вод от предприятий железнодорожного транспорта. Она базируется на использовании полученного в ПГУПСе активированного алюмосиликатного адсорбента. С её помощью можно эффективно удалять из воды тяжёлые металлы и нефтепродукты.

Сотрудники кафедры «Инженерная химия и естествознание» вуза разработали геоэкозащитные технологические решения при транспортном строительстве с использованием отходов производства. Среди них – доменный гранулированный шлак, фосфогипс, силикатный кирпич и др. Данные предложения учёных минимизируют поступление загрязняющих веществ в природную среду при утилизации минеральных отходов.

Кроме того, специалисты вуза исследуют актуальные проблемы регенерации отработанных смазочных масел. Ежегодно в нашей стране их образуется более 0,5 млн тонн. Предлагаемые учёными технологии на основе адсорбционного и коагуляционного методов очистки позволяют решить вопросы их утилизации. Считаю, что внедрение этих и других инновационных разработок поможет снизить техногенное влияние отрасли на природную среду.

Этой же цели служит подготовка квалифицированных кадров в области техносферной и экологической безопасности.

В нашем университете сейчас планируют приступить к выпуску таких специалистов в рамках магистратуры.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31