19 января 2022 13:01

Мороз и плеть

Сибирская зима не мешает путейцам обновлять инфраструктуру

Завершилась модернизация первого чётного пути на 27-километровом участке Ишаново – Топки Западно-Сибирской дороги.

Последние километры путейцы «отрабатывали» при 40-градусном морозе
Ежесуточно по участку Ишаново – Топки проходит порядка 25 пар поездов с химическими и угольными грузами.

Модернизацию начали в прошлом году. В этом – её продолжили. Оставался 15-километровый участок от переезда в районе посёлка Пионер до остановочного пункта Дедюево. Путь там укладывали уже в 40-градусный мороз.
– Работаем по зимней технологии, в Кузбасском регионе она применяется уже второй год, – рассказывает начальник путевой машинной станции (ПМС) № 239 Андрей Кулешов. – Но на дороге технологию ввели 10 лет назад, чтобы общие планы по замене пути не сдерживало наше короткое сибирское лето.

Подготовительный этап зимней укладки начинается ещё при плюсовых температурах. Сначала щебнеочистительная машина снимает старый балласт, затем с помощью путевого крана демонтируют деревянную решётку и рельсы. Потом бульдозером выравнивают основную площадку.

С наступлением первых морозов подготовленную площадку очищают от снега и укладывают новую железобетонную решётку, инвентарные, короткие, рельсы и с помощью хоппер-дозаторов отсыпают новый балласт, поднимая его балластером до нужного уровня.
– Потом путь выправляем и начинаем укладку рельсовых плетей, – рассказывает заместитель начальника ПМС-239 Дмитрий Павлюков. – Сейчас идёт заключительный этап зимней укладки.

Основные тяжёлые операции по замене пути выполняет специальная тележка. Она начинает медленный ход, и 25-метровые рельсы, по которым только что двигалась сама, ложатся внутрь колеи. Позже их забирает поезд и отвозит на базу ПМС. Место инвентарных рельсов тут же занимают новые бесстыковые 800-метровые плети, которые тележка на нескольких металлических тросах разворачивает с путеукладочного поезда.
– Нам остаётся только слегка координировать новый путь вручную, чтобы он ровно лёг, а также следить за тем, чтобы рельсы ложились под стать скреплениям, – уточняет монтёр пути Юрий Выдрин.

Сейчас вместо скреплений марки КБ-65 используют новые – ЖБР-65Ш-3Д.
– Они не такие громоздкие, имеют меньшее количество деталей, состоят не из 15 элементов, как КБ-65, а всего из шести, что делает их простыми в эксплуатации, – рассказывает Дмитрий Павлюков.
– КБ-65 крепятся на болтах, а ЖБР-65Ш-3Д – на шурупах, – добавляет монтёр пути Эдуард Оганесян. – Экономия времени и сил налицо, шуруп ведь открутить и закрутить намного быстрее и легче, чем болт. Трачу на это не больше 10 секунд вместо минуты.

По мере продвижения замечаю, что почти весь участок пути состоит из кривых малого радиуса.
– Сложности добавляет и то, что участок пучинный, – говорит Дмитрий Павлюков. – Поэтому осенью пришлось усиливать балласт водоудерживающими материалами – пенополистиролом и геотекстилем.

К шести вечера последняя рельсовая плеть уложена и закреплена. Первый чётный путь Ишаново – Топки стал «бархатным». Теперь путейцы вернутся сюда весной.
– Надо ещё раз проверить состояние пути, – поясняет Андрей Кулешов. – При грамотном обслуживании путь сможет простоять не 15 лет, а 25.

В следующем году начнётся модернизация второго нечётного пути. А уже в 2015 году участок полностью станет бесстыковым.

Как отметили в Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, зимняя технология укладки ежегодно приносит к летнему основному плану реконструкции и капитального ремонта дополнительные 120 км.

Анатолий Болдырев,
соб. корр. «Гудка»
Кемерово
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31