11 апреля 2021 19:07

Штрафная путёвка

Если отдых за границей сорвался, есть несколько правил, как вернуть деньги

В преддверии новогодних каникул повышается спрос на турпутёвки и одновременно растёт число отказов от новогодних туров. Причины разные, но ответ туркомпании в большинстве случаев один – все деньги не вернём.

При отказе от путёвки турфирма вправе удержать в свою пользу определённую сумму денег
В Интернете туристы делятся своими историями, просят помочь и подсказывают, как добиться от туркомпаний возврата средств.

Например, пользователь одной из соцсетей Юлия Зайцева написала, что несколько недель назад оплатила подбор, бронирование и оплату турпродукта, но вскоре выяснилось, что уехать не получится – заболел родственник, и ему необходима помощь. До поездки осталось несколько дней, а документально подтвердить болезнь родственника для выплаты по страховке от невыезда не получается. «Какие шансы вернуть хоть что-то?» – спрашивает Юлия.

Похожая ситуация у Svetlana U. Заключили договор с турагентством, но по состоянию здоровья один из туристов не может отправиться в путешествие. В турагентстве сказали, что после получения визы деньги за путёвку не вернут. Да и в договоре после внимательного прочтения оказалось несколько белых пятен.

Невнимательно читала договор при его заключении и Katerina. Накануне вылета в Египет она попала в больницу и пролежала там три недели. Она попыталась отказаться от путёвки, на что в турфирме ответили: из всей суммы (54 тыс. руб.) вернут только 20%.

Туристка с этой цифрой не согласилась. «Отказ был произведён почти за неделю до предполагаемого вылета, у нас даже билетов не было на руках. Да и причина отказа уважительная. В договоре размеры штрафов не указаны, только написано, что они есть. Как выяснилось, в документе также не был указан отель, в котором мы должны были проживать. В итоге позвонили из турагентства и сказали, что возвращают только 4 тыс. руб.!» – пишет Katerina.

Директор юридической консультации, специализирующейся в области туризма, Анна Гладун отметила, что турист может отказаться от путешествия в любое время. Для этого необходимо обратиться в адрес турфирмы с письменным заявлением об отказе. По словам эксперта, причина у путешественника может быть любая, достаточно просто нежелания ехать. «Но необходимо помнить, что размер денежных средств, который вернут, напрямую зависит от тех затрат, которые турфирма произвела по вашему туру», – сказала Анна Гладун.

Также учитывается тот факт, что компания работала с туристом, потратила определённое время, поэтому законодательство позволяет удержать некоторые средства. По словам эксперта, говорить о конкретных удерживаемых процентах невозможно, так как у каждого клиента это зависит от даты отказа, авиакомпании, размещающей стороны и т.д. «Туроператор не вправе включать в условия договора уже фиксированный размер штрафов. Но следует помнить, что чем ближе отказ к дате предполагаемой поездки, тем больше процентов компания вправе удержать. Туроператор обязан вернуть деньги в течение 10 дней с момента получения официального заявления от туриста. В противном случае потребитель имеет право требовать 3% от суммы услуги за каждый день, неудовлетворённый требованию клиента», – пояснила эксперт.

Юрист также рекомендовала обратить внимание на возврат денег за авиабилеты. «Если с вас вычли полностью сумму за перелёт, вы имеете право обратиться лично к авиаперевозчику и потребовать возврата денег. И авиакомпания в зависимости от сроков аннуляции обязана вернуть деньги, удержав не более 25% от суммы», – пояснила Анна Гладун.

Между тем туристы должны помнить, что неполучение вовремя визы, если они занимались этим вопросом самостоятельно, не является смягчающим основанием. «В данном случае процесс возврата денег рассматривается аналогично вышеуказанному», – сказала эксперт.
«Единственный случай, в котором путешественнику полагается полное возмещение денежных средств, – угроза его безопасности на территории страны. Если в стране начались столкновения, боевые действия, турист может отказаться от отдыха, как в начале поездки, так и в середине, заплатив лишь за те дни, которые он успел там провести. Но в этом случае должно быть документальное подтверждение таких обстоятельств, общеизвестных или на уровне госорганов», – пояснила Анна Гладун.

Как рассказала руководитель направления авиаперевозок московского филиала турфирмы «Нева» Ольга Старовойтова, процедура возврата билетов, купленных на регулярные рейсы, носит стандартный характер. Но при определении сумм компенсаций у каждой авиакомпании существуют свои нюансы. Всё зависит от тарифа, по которому куплен билет, и в этой сфере действует правило: чем дороже билет, тем мягче процедура возврата, и наоборот, чем он дешевле, тем эта процедура обойдётся пассажиру жёстче, потребует больших затрат.

Например, у «Аэрофлота» многое определяется тем, какой билет сдаётся, так как компания предлагает их к распространению и по спецпредложениям, и по различным акциям. Тем не менее все билеты, кроме самых дорогих, сдаются со штрафом 36 евро. Если же сдаются самые дорогие билеты, купленные на полный год в экономический или бизнес-класс, то за них авиаперевозчик взимает только сервисный сбор 1 евро, что эквивалентно стоимости использованного бланка.

У компании «Трансаэро» процедура возврата стандартных билетов, купленных на регулярные авиарейсы, обойдётся пассажиру в 46 евро. И также в 1 евро обойдётся возврат полного годового билета экономкласса или бизнес-класса.

Эти суммы касаются всех случаев возврата, когда пассажир приходит ранее чем за 24 часа до момента своего вылета. Если же до момента вылета осталось менее суток, то с пассажира вычтут 25% от стоимости билетного тарифа.
«В первую очередь пассажир должен прийти со своей проблемой туда, где он приобретал билет. Если он куплен у туроператора в авиакассе, то там клиенту и вернут его деньги. Если в другом месте, например в самом отделении туркомпании, то, соответственно, по её адресу. Мы всегда идём навстречу клиентам», – заключила менеджер.

Анна Филиппова
Алексей Щеглов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30