11 апреля 2021 18:10

Верблюд не обгонит

Проложить линию в Туву хотели ещё при цар

Год назад был дан официальный старт строительству железнодорожной линии Кызыл – Курагино.

Эта редкая марка была выпущена в 1936 году
Прокладывать её намеревались на принципах государственно-частного партнёрства. Но Министерство регионального развития исключило её из перечня проектов, которым будет оказана господдержка из Инвестиционного фонда РФ в этом году. Возникли проблемы и у частного инвестора.

Теперь начать строительство планируют в 2013 году за счёт частных инвестиций и кредитов. Предварительно проект оценивается в 150 млрд руб. Дорога длиной более 400 км будет рассчитана на перевозку 15 млн тонн грузов в год.

Но мало кто знает, что история этого проекта насчитывает добрую сотню лет.

Идея прокладки рельсового пути в Урянхайский край, нынешнюю Туву, обсуждалась ещё царским правительством. Первые изыскания проводил инженер Всеволод Родевич, который обнаружил в 1890-е годы на заимке одного из богатейших русских переселенцев Георгия Сафьянова каменный столб, символически отмечавший центр Азии.

В итоге было решено проложить Усинский тракт от Абакана до Кызыла. Кредитная линия на его строительство открылась с подачи Государственной думы в 1909 году. На изыскания и строительство царская Россия выделила 1 млн 250 тыс. руб.

Те, кто ездил по Усинскому тракту в 20-х годах, констатировали, что дорога в Туву обходится дороже, чем первым классом на океанском лайнере из Гамбурга в Америку. Вот приблизительная раскладка: билет от Москвы до Абакана в мягком вагоне – 100 руб., от Абакана до Минусинска – 10 руб., от Минусинска до Кызыла верхом – 160 руб., а со сменой лошадей – 300 руб.

Снова о проекте вспомнили в 1926 году. Но на вторую половину 1930-х годов планировалось сооружение БАМа. Эта дорога имела куда более важное стратегическое значение для СССР хотя бы из-за непростых отношений с Японией и Китаем.

О тувинском проекте снова заговорили в военное лихолетье. В январе 1942 года нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович на совещании руководителей железных дорог заявил, что «в связи с перемещением главных промышленных баз СССР на восток, в том числе в Сибирь, там потребуется существенное транспортное развитие… Кроме того, братская Тува увеличивает поставки своих разнообразных товаров нашей стране в рамках добровольной союзнической помощи. А с ней вообще нет железнодорожного сообщения. Поэтому нужно будет вернуться к проекту стальной магистрали между Красноярском и Кызылом».

Но Сталин идею не поддержал. Кстати, Тува в те годы формально не входила в состав СССР.

Вопрос поднимался снова в 70-х годах. В феврале 1975 года Тувинская экономическая лаборатория Сибирского отделения РАН подготовила оценку целесообразности строительства железной дороги в Туву. Было проработано четыре варианта. В 1978 году в качестве оптимального было предложено направление Курагино – Туран – Кызыл с объёмом грузоперевозок не ниже 10 млн тонн груза в год.

Но потом стране опять стало не до железной дороги… И лишь теперь верблюд и локомотив, которые изображены на старой марке, обрели шанс на встречу.

Что мы знаем о Туве? Мистический край, путь в Шамбалу, Беловодье – это мифы. Угольные пласты – это реальность. Остальное станет известно, когда пойдут поезда.

Что ж, социалистическая пропаганда 30-х годов не лгала. Пусть поздно, но сбылось…

Игорь Воеводин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30