21 апреля 2021 05:53

Проверка Севером

Автоведение поможет сберечь тепловозы и людей в суровом климате



«Поумневшие» ТЭП70 берут на себя часть работы машиниста

В эксплуатационном локомотивном депо Котлас Северной дирекции тяги началось внедрение универсальной системы автоматического ведения магистральных тепловозов УСАВП-Т, берущей на себя значительную часть функций машиниста.

Ранее на Северной магистрали в режиме автоведения эксплуатировались только электровозы. Сейчас семь пассажирских тепловозов ТЭП-70, курсирующих на участке Коноша – Воркута, уже оборудованы новой системой.
«До конца года планируем оснастить УСАВП-Т ещё шесть машин, – рассказал главный инженер Северной дирекции тяги Сергей Смертин. – Предполагается, что система облегчит труд локомотивной бригады, поможет снизить психофизиологические нагрузки. А экономия дизельного топлива должна составить 3–5% по сравнению с тепловозами, управляемыми вручную. Каков будет реальный эффект и как система поведёт себя в условиях Крайнего Севера – покажет обкатка. Если всё пойдёт нормально – будем развивать начинание».

В депо Котлас «Гудку» сообщили, что разработчик ООО «АВП Технология» предоставил комплекс услуг по внедрению нового оборудования. Сейчас специалисты фирмы ездят в обкаточные поездки и обучают локомотивные бригады обращению с системой. Одновременно отслеживают и корректируют работу программы.

Сами деповчане выступили не просто в роли пользователей, но внесли ряд предложений по усовершенствованию технологии автоведения. К примеру, теперь перед каждым отправлением с промежуточной станции голосовое оповещение будет напоминать машинисту о необходимости проверить целостность тормозной магистрали. «У нас в ходе обкатки системы сгорел локомотив из-за короткого замыкания силовых кабелей, – рассказал начальник эксплуатационного локомотивного депо Котлас Роман Акулов. – С УСАВП-Т пожар связан не был. Но после него мы предложили усовершенствовать программу автоведения так, чтобы машинист оперативно получал визуальную и голосовую информацию о подобных проблемах. Сейчас над этим трудятся разработчики».

Тепловозники из Котласа, Воркуты, Печоры признаются, что сама технология автоведения стала для них открытием и значительно упростила работу. Ведь в программу достаточно заложить время отправления и прибытия на конечную станцию – дальше система работает сама. Машинисту остаётся только роль контролёра.
«Огромная помощь машинисту тепловоза, – отметил Роман Акулов. – Раньше он сам управлял тягой, тормозами, скоростным режимом, а сейчас всё это берёт на себя «умная» машина. А если мы вводим туда предупреждения об ограничении скорости на участках, то она сама выбирает оптимальный режим ведения поезда. При этом ещё ведётся точный учёт расхода топлива, что исключает возможность его хищения».

После внедрения УСАВП-Т в депо Котлас намерены перевести часть локомотивных бригад на работу в «одно лицо». По оценке разработчиков системы, это весьма амбициозные планы: тепловоз, тем более не новый, менее надёжен в эксплуатации, чем электровоз. Но, по мнению Романа Акулова, УСАВП-Т поможет улучшить и техническое состояние тепловозного парка. Ведь система автоведения регистрирует параметры работы практически каждого узла локомотива. Расшифровка информации, записанной на картридж, позволит исключить выдачу локомотивов с неисправностью, а также своевременно проводить их ремонт и техобслуживание.

Как пояснили «Гудку» в ООО «АВП Технология», система включает в себя устройства бортовой диагностики. Они сигнализируют машинисту о предаварийной ситуации и позволяют оперативно оценить состояние тепловоза после рейса. К тому же есть новинка – блок мобильной связи. Он позволяет передавать эксплуатационникам и ремонтникам информацию о работе тепловоза в режиме реального времени. Это особенно важно в аварийных ситуациях, когда нужно принимать оперативные решения.
«На участке Коноша – Воркута пассажирские поезда ходят тяжёлые, по 20–22 вагона – для тепловоза это большая нагрузка, – поделился впечатлениями замначальника отдела внедрения ООО «АВП Технология» Михаил Блюхер. – Да и профиль пути там сложный – крутые подъёмы. Поэтому локомотивы надо беречь. Тем более на Крайнем Севере, где техника ломается быстрее. В этих условиях программа автоведения поможет сохранять моторесурс тепловоза, экономить топливо и соблюдать безопасность движения».

Но главное, по его мнению, то, что УСАВП-Т бережёт ресурс человеческий, ведь машинистам на Севере тоже приходится нелегко.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30