13 апреля 2021 19:26

Образования не хватает

Более 10 лет назад Россия присоединилась к Болонскому процессу и стала встраиваться в единое европейское образовательное пространство.

Это предполагало введение к 2010 году повсеместной двухуровневой схемы обучения (бакалавриат плюс магистратура). Долгие годы отраслевые вузы пытались доказать Минобрнауки, что полный отказ от пятилетних учебных программ, по окончании которых присваивается квалификация «специалист», чреват серьёзными проблемами и для самой высшей школы, и для экономики страны. В конце концов Росжелдору, ОАО «РЖД» и транспортным вузам удалось отстоять традиционную программу для четырёх укрупнённых направлений подготовки («Системы обеспечения движения поездов», «Мосты и транспортные тоннели», «Эксплуатация железных дорог», «Электроснабжение железных дорог»).

Железнодорожники и сегодня уверены: специалитет необходим там, где знание объекта труда, профессионализм, ответственность за результаты деятельности достигаются путём непрерывной подготовки – например, в медицине, сфере обеспечения безопасности, на транспорте. Четырёхлетняя программа не позволяет дать студентам весь набор необходимых знаний и умений, и, как бы ни были мудры и искусны преподаватели, за это время не подготовить полноценных профессионалов.

Теперь, когда страсти поутихли, оказалось, что ход был правильный. В недавнем докладе о состоянии науки эксперты Российской ассоциации содействия науке (РАСН) отмечают, что в современной инновационной экономике инженеры с каждым годом будут играть всё более важную роль. Но образовательная система сегодня неспособна обеспечить достойное качество их подготовки. Основные проблемы – отсутствие системы государственного заказа вузам и пресловутая Болонская система. То есть как раз то, о чём в своё время отраслевики вели дебаты с Минобрнауки.

Впрочем, процесс модернизации отечественного образования далёк от завершения, и нет гарантии, что через некоторое время чиновники не отберут у транспортных вузов возможность готовить специалистов. Но почему бы при этом не позаимствовать действительно положительный опыт других стран? Например, в США бакалавры доучиваются ещё один год и только после этого получают полноценный диплом инженера. По сути, это будет приемлемая альтернатива специалитету, которая позволит и формальности соблюсти, и образование приобрести.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30